Красивый финиш
ТЕХНОЛОГИИ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
Из всех технологий финишных покрытий сейчас наиболее широко распространены две — покраска и анодирование. Вариаций красок, обеспечивающих различные визуальные или даже тактильные эффекты, превеликое множество.Матовость или глянец, муар, шагрень, металлик, краски с эффектом «хамелеона» — этот перечень почти бесконечный. В анодировании вариативность решений обеспечивается используемыми электролитами — соли металлов, пигменты, кислоты, красители и т.д.
Конечно, базовыми видами покрытий дело не исчерпывается. Следом за покраской или анодированием обычно идут процессы декорирования, сублимации, термопечати, термоперевода, а также механические воздействия (полировка, царапание), перфорация, резистивное избирательное травление — методов тут тоже много.
«С учетом представленного сегодня на рынке широчайшего спектра вариантов покрытий на основе алюминия можно с уверенностью сказать, что для архитекторов и проектировщиков нет ничего невозможного. Важно, что и материалы, и решения есть у нас в России — отечественные компании освоили необходимые технологии и оснащены требуемым оборудованием», — отмечает Ольга Огородникова, руководитель сектора «Строительство» Алюминиевой Ассоциации.
БОРЬБА ПОЛУФАБРИКАТОВ
Но велика ли доля отечественных производителей финишных покрытий? С чьей продукцией им приходится конкурировать на российском рынке после ухода конкурентов из Италии и Германии? Согласно экспертной оценке Ольги Огородниковой, доля рынка, занятая нашими компаниями, составляет 80% и даже более. Отечественные производители последние пять-семь лет активно занимались импортозамещением и смогли потеснить привозной, в основном сербский, металл. На российском рынке также присутствует — в небольших, правда, объемах -продукция китайских и турецких компаний.
Чего пока не достает, так это собственной технологии рулонного анодирования. Но и это не такая уж большая проблема, так как речь идет только о бесцветном исполнении анодировании при глубине анодного слоя не более 12-14 мкм. Между тем для фасадов требования по глубине вдвое выше — 22-24 мкм. К слову, от глубины анодирования зависят качественные параметры — цвет, фактура поверхности, внешний вид в целом.
Так уж получается, что сегодня российские производители конкурируют не столько с готовой импортной продукцией с покрытиями, сколько с полуфабрикатом в виде листа или рулона — и то только для анодирования. Впрочем и эта ситуация не надолго: новые прокатные мощности Каменск-Уральского металлургического завода (КУМЗ) позволяют дать требуемое качество поверхности листа для анодирования.
НЕ СОТНИ, А ТЫСЯЧИ «КВАДРАТОВ»
Объектов, по которым можно судить о развитии в нашей стране технологий финишных покрытий алюминия, за последние семь лет построено немало. Простое их перечисление займет слишком много места, поэтому стоит назвать лишь самые заметные.
Среди наиболее известных — дворец гимнастики Ирины Винер-Усмановой. При строительстве этого здания компания «ИПЛАНА» провела анодирование кассет для подшива сложной кровли в цвет «золото», заменив сербское предложение с полимерными красками. Как не упомянуть также высотное строительство, где применяется анодированный и крашенный алюминий для фасадных кассет? Тут целая россыпь показательных примеров: ЖК «Архитектор», ЖК «Режиссер», ЖК Hide, ЖК «Береговой» и еще много подобных объектов.
Отдельно стоит упомянуть крупный спортивный комплекс в Санкт-Петербурге — «СКА Арена». На этом объекте, проект которого разработали специалисты австрийского архитектурного бюро, все конструктивные элементы — фасадные и кровельные — представляют собой анодированный лист толщиной 3 мм. Металл, полуфабрикаты, анодирование — все материалы и процессы полностью произведены отечественными компаниями.
Приводя примеры применения финишных покрытий, Ольга Огородникова акцентирует внимание на том, что поставки для строительства только одного объекта исчисляются не сотнями квадратных метров алюминиевых фасадов, а десятками тысяч квадратных метров плоскостных элементов. При этом качество продукции, стабильность цвета, производительность — все это обеспечивается технологиями, нашедшими массовое применение, это не единичные уникальные поставки.
МАРШРУТ ПРОЛОЖЕН
Итак новейшие технологии финишных покрытий представлены в России. Они освоены и регламентированы. Все ключевые процессы должным образом автоматизированы, налажен контроль их стабильности и качества. Однако, насколько проектировщики и архитекторы осведомлены о предложении финишных покрытий, существующем на отечественном рынке? Знают ли они о том, что их проекты в целом ряде случаев можно реализовать в алюминии, а не, скажем, в стали, бетоне или камне?
«Проводя встречи и конференции с участием архитекторов и проектировщиков, где мы рассказываем о новых возможностях финишных покрытий, мы столкнулись с недостатком информированности коллег, — говорит Ольга Огородникова. — Думаю, что информационный разрыв возник из-за длительного периода пандемии, когда массовые выставочные мероприятия были невозможны. А где еще можно продемонстрировать профессиональному сообществу новые возможности финишных покрытий?».
Помимо участия в крупных форумах и выставках строительных и отделочных материалов, таких как, например, MosBuild 2023, Ольга Огородникова возлагает большие надежды на специализированный каталог финишных покрытий, который Алюминиевая Ассоциация готовит совместно с Союзом архитекторов России. «Чтобы каталог стал настольной книгой, настоящим рабочим инструментом для архитекторов, важно, чтобы его структуру и содержание разработал тоже архитектор. Поэтому мы обратились к Союзу архитекторов России и получили в ответ живой отклик и поддержку».
«Каталог должен стать для зодчих путеводителем в мире финишных покрытий. Эти материалы не сводятся к упаковке фасадов, их технологические характеристики могут диктовать архитекторам пластические решения интерьера или самого объекта. Каталог явится важным просветительским продуктом, олицетворением синергии архитекторов и производителей», — отмечает Алексей КОМОВ, первый вице-президент Союза московских архитекторов.
О готовности предоставить подробную информацию о своей продукции для каталога и принять участие в его формировании заявил целый ряд компаний из состава Алюминиевой Ассоциации.
__________________________________________________________________
Об Ассоциации (www.aluminas.ru):
Ассоциация «Объединение производителей, поставщиков и потребителей алюминия» (Алюминиевая Ассоциация) создана при поддержке Министерства промышленности и торговли РФ в декабре 2015 года. Деятельность Ассоциации направлена на создание оптимальных условий для развития алюминиевой промышленности и смежных с ней отраслей. В Ассоциацию входят 128 компаний, в том числе крупнейшие предприятия алюминиевой отрасли России. На долю этих компаний приходится более 67% всего объема производства алюминиевой продукции высоких переделов.
Контакты в пресс-службе Алюминиевой Ассоциации: +7 (495) 663 99 50, pr@aluminas.ru