Авторынок ЕС поднялся из хлама
Завершение программ утилизации старых автомобилей в странах ЕС привело к резкому спаду продаж на европейском рынке. В июле рынок сократился на 19%, в августе — почти на 13%, всего же падение продолжается уже пятый месяц подряд.
Как сообщила Европейская ассоциация производителей автомобилей (ACEA), в августе было зарегистрировано 731,503 тыс. новых машин (в июле — 1 млн. 68,433 тыс.).
Продажи автомобилей во Франции в августе упали на 8%, в Германии — на 27%, в Италии — на 19,3%, в Испании — на 24% и в Великобритании — на 17,5% по сравнению с тем же месяцем 2009 г.
В разрезе компаний можно отметить сокращение продаж в августе всех ведущих автопроизводителей, включая -24% у Fiat, -20% у Toyota и по -14% у GM и Peugeot-Citroen. Повышение продаж было зафиксировано только у производителей «второго эшелона» ( Volvo, Jaguar Land Rover и Mitsubishi).
В целом же, за 8 месяцев 2010 г. регистрация новых автомобилей в ЕС сократилась на 3,5% относительно АППГ, составив 9,02 млн. машин. Из крупнейших стран рост зафиксирован во Франции, на 2%, в Великобритании (+13%), Испании (+22%), в то время как зафиксирован спад в Италии (-2,5%) и Германии (-29%).
Августовские (2010 г.) продажи новых авто в ЕС:
Брэнд |
тыс. шт |
к августу 2009 г. |
Volkswagen |
166,059 |
-11,1% |
Peugeot-Citroen |
90,294 |
-13,7% |
Renault |
70,762 |
-7,5% |
General Motors |
59,329 |
-14% |
Fiat |
45,72 |
-24% |
Toyota |
33,397 |
-20% |
Volvo |
8,523 |
+13% |
Mitsubishi |
6,83 |
+30,5% |
Jaguar Land Rover |
2,903 |
+7,5% |
Источник: данные ACEA
Напомним, что в 2009 г. в странах Европейского Союза было продано 14,48 млн. легковых машин, всего на 2% меньше, чем в предыдущем. Эти результаты можно назвать очень успешными, учитывая, что на минувший год пришелся пик глобального экономического кризиса, в результате которого в мире существенно снизилось как производство так и потребление большинства потребительских товаров, включая и авто. Автомобилестроение оказалось в числе наиболее пострадавших секторов мировой экономики, в первые месяцы 2009 г. спад продаж новых машин в ЕС был просто катастрофическим — в среднем 40-50%.
Спасательным кругом для отрасли стали программы финансовой поддержки, принятые в большинстве стран ЕС, благодаря которому региональный авторынок избежал обвала.
Первой стала Германия, которая в конце 2008 г. ввела программу утилизации, как средство преодоления кризиса. Дотация в размере двух с половиной тысяч евро была предложена каждому немцу, который, избавляясь от старого автомобиля возрастом более 9 лет, приобретал новый. Правительство предоставляло средства для покупки авто как местного, так и иностранного производства, что привело к резкому увеличению импорта в Германию — на фоне стагнации остальных рынков.
В целом, на осуществление программы Германия выделила около 5 млрд. евро, благодаря чему премию смогли получить приблизительно 2 млн. покупателей новых авто.
Опыт немцев по стимулированию покупательского спроса был сразу же востребован другими европейскими государствами. К примеру, французы, сдавшие в утиль свой старый автомобиль и покупающие новый, получали премию, размер которой достигал 5 тыс. евро.
Испания выплаты за «автохлам» начала в мае 2009 г. Размер дотации составлял 2 тыс. евро, а общая сумма средств, выделенных на программу утилизации, составила 1,2 млрд. евро.
В Италии программа стартовала в марте 2009 г. Размер дотации для каждого сдавшего свой старый автомобиль составлял от 1500 до 2000 евро.
В Великобритании выплаты начались в мае 2009 г., выплата равнялась двум тысячам фунтов.
Хоть и с опозданием, европейский опыт реанимации авторынка использовала и Россия, в которой реализация программы по утилизации автомобилей началась с марта 2010 г. Владельцам старых автомобилей предложено до 50 тыс. руб. (около $1610) на покупку новой машины местного производства.
Среди ведущих авторынков Европы только Украина не захотела воспользоваться опытом Германии, хотя программа замены старых авто на новые была разработана. Согласно ей за автомобиль возрастом старше 10 лет в зависимости от объема двигателя можно было получить сертификат на суму от 10000 грн. до 15000 грн. далее можно воспользоваться сертификатом при приобретении нового автомобиля производства отечественных автозаводов. К сожалению, эффективный антикризисный инструмент поддержки отрасли был принесен в жертву политических баталий — в пылу предвыборной гонки до него «не дошли руки».
К слову, по прогнозу экспертов, в 2010 г. рынок легковых авто в Украине ожидается на уровне 155 тыс. единиц — почти на 5% меньше прошлогоднего уровня.
ЕС — что дальше?
Все программы «деньги в обмен на утиль» уже завершены, кроме российской, срок действия которой был продолжен, она будет действовать и в 2011 г. Возможно, благодаря продолжающейся программе утилизации Россия стала единственной страной в Европе, в которой рынок продемонстрировал рост в августе (на 51%) по сравнению с АППГ.
По прогнозам консалтинговой компании JD Power, в 2010 г. авторынок ЕС может снизиться примерно на 7%, до 12,73 млн. машин. При этом, указывают эксперты компании, это не станет пределом, поскольку в первой половине 2010 г. на спрос все еще активно влияли государственные утилизационные программы. Ориентировочные объемы на 2011 г. — 12,56 млн. автомобилей с учетом медленного восстановления экономики.
Новые программы поддержки автопрома в ЕС не планируются. В правительствах стран членов Евросоюза считают, что, хотя кризис еще не завершился, производители авто уже могут опираться на собственные силы.
К примеру, та же Германия нашла возможность компенсировать ослабление внутреннего рынка за счет экспортных поставок, которые растут в течение в течение одиннадцати месяцев подряд. За восемь месяцев немецкие автозаводы увеличили выпуск автомобилей на 17% (до 3,6 млн.). В августе произведено 338 500 машин.
В целом же, перспективы восстановления «нормального» уровня спроса на рынке ЕС будет зависеть от темпов восстановления мировой экономики, которые пока идет со скрипом. Соответственно, на привычные для себя объемы продаж объединенная Европа сможет выйти не ранее 2012-2013 гг.
Редакция благодарит www.ugmk.info
и Александра Нужного
за предоставленные материалы