Аперитив металлурга черничный, заграничный (1-4 февраля 2010 г.)
Японская катана против китайской хитрости
Трудно представить себе более прочную нержавеющую сталь, чем тамахаганэ — «алмазную сталь», выплавляемую из железного песка и применяемую для ковки японских клинков: катан, тати и вакидзаси. Вот и на прошлой неделе главные новости стального рынка поступали из Страны Восходящего Солнца. Корпорации Nippon Steel и Sumitomo Metal Industries объявили о том, что в 2012 году планируют объединение, чтобы создать «вторую крупнейшую сталелитейную компанию в мире после ArcelorMittal». Сразу вспоминается советская песня, в которой поется о том, как «решили самураи перейти границу…».
Благодаря консолидации японских лидеров сталелитейная промышленность страны действительно перейдет границу, создав мощнейшую мировую корпорацию, которая будет способна играть главную роль на рынке Азиатско-Тихоокеанского региона. Ее капитализация составит $35 млрд., а объем производства стальной продукции обеих компаний оценивается примерно в 45-50 млн. тонн. Пока производственные показатели альянса меньше, чем у таких мировых лидеров, как ArcelorMittal или Hebei Steel, но после объединения японцы способны существенно нарастить свои производственные мощности. Конечно, это произойдет только в том случае, если в мире вообще и в АТР в частности увеличится спрос на сталь.
Между тем, динамика развития сектора нержавейки выглядит совсем неплохо. По мнению аналитиков ArcelorMittal, в ближайшее время глобальный спрос на нее вырастет на 8%, а в Европе к 2014 году вернется на докризисный уровень, увеличившись с 18 до 25 млн. тонн. Объемы мирового производства нержавеющей стали в 2011 году вырастут на 7%, отмечают эксперты Steel & Metals Market Research.
В прошлом году они повысились до 32,2 млн. тонн, причем основной вклад в прирост сделали Индия (12% рост сектора) и Китай (7%). По данным британского агентства MEPS, по сравнению с 2009 г. выпуск нержавеющей стали в 2010 г. вырос на 24%. При чем здесь нарождающийся японский гигант? Напомню, Nippon Steel и Sumitomo Metal еще в 2003 г. создали совместное предприятие по производству нержавеющей стали, а значит, имеют вполне определенные интересы в этом секторе.
Говоря об объединении японских игроков, нужно отметить, что крупнейший в мире продуцент сплава, КНР, тоже готовится к широкомасштабной консолидации своих мощностей. Так, частью плана на 12-ю пятилетку (2011-2015 гг.) стала программа реорганизации стальной промышленности. Она предполагает, что через пять лет в Китае будет всего десять компаний-гигантов, контролирующих свыше 60% производства стали. Не исключено, что интеграция предприятий черной металлургии в Поднебесной позволит ей в ближайшие 2-3 года создать (на базе той же Hebei Steel) сталелитейную компанию, которая заткнет за пояс и ArcelorMittal, и японских конкурентов.
Причем, согласно пятилетнему плану, к 2015 г. около 40% китайских стальных комбинатов должны располагаться в прибрежных районах страны — в непосредственной близости к портам. Такую же схему их размещения в свое время применили Япония и Южная Корея — как для снижения транспортных затрат, так и для развития экспортной экспансии. Нетрудно подсчитать, что больше половины мирового потребления той же нержавейки приходится на страны Европы и Северной Америки. Поэтому Пекин и стремится передвинуть свои сталелитейные предприятия поближе к портовой инфраструктуре, а значит — к восстанавливающимся после кризиса рынкам экономически развитых государств.
Стальной сектор после Нового года перешел к интенсивному росту: дорожает сырье для производства сплава, включая железную руду, уголь, никель и хром — растут цены и на саму сталь. В этой ситуации ряд игроков глобального рынка может неплохо заработать. Например, Турция в 2011 г. планирует увеличить экспорт стали в финансовом выражении на 20% до $15 млрд. Как сообщает WSA, в прошлом году страна произвела 29 млн. тонн стальной продукции, что на 14,6% больше чем в 2009 г. Успешное развитие черной металлургии Турции свидетельствует о возрождении спроса на железо и сталь в Евросоюзе.
Безусловно, главной целью нынешних консолидационных маневров и японских, и китайских сталеваров является укрепление позиций на мировом рынке черной металлургии, который от стагнации перешел к росту. При этом нет никаких сомнений в том, что глобальным центром этой отрасли будет Юго-Восточная Азия. Однако актуальной в ближайшее время останется интрига: что окажется сильнее — «катана» Токио или хитрость Пекина?
Редакция благодарит www.sogra.ru
и Илью Максимова
за предоставленные материалы