Балансовое совещание в ГМК: кризис продолжает «тлеть»
Металлурги уверяют — кризис продолжает «тлеть», железная дорога настаивает: тарифы пора повышать, рынки сбыта сужаются. Государство утешает: дальше будет хуже.
Участники декабрьского балансового совещания предприятий горно-металлургического комплекса подвели итоги уходящего года, поспорили по поводу ожидаемого повышения ж/д-тарифов и оценили перспективы 2011 г, одним из главных факторов которого станет существенное ужесточение условий импорта металлопродукции в развитые страны.
Производственные итоги и финансовые результаты
Объемы производства металлопродукции в ноябре несколько сократились по сравнению с октябрем, несмотря на рост среднесуточного производства. В начале декабря снижение объемов продолжается.
Среднесуточное производство основных видов металлопродукции, тыс. т:
Продукция |
Ноябрь/к октябрю |
Первая неделя декабря |
Чугун |
77,1 /+2,1% |
75,4 |
Сталь |
95 /+2,2% |
91,5 |
Прокат |
87,8/+1,6% |
83,1 |
Данные ОП «Металлургпром»
Скорее всего, запланированный на декабрь план производства выполнен не будет. Впрочем подобная ситуация стала уже типичной: рыночная ситуация корректирует излишний оптимизм. Свидетельствует об ухудшении ожиданий и план металлургов на январь.
Производство металлопродукции, млн. т:
Продукция |
Ноябрь/к октябрю |
11 мес. 2010/ к АППГ |
Декабрь (план) |
Январь (план) |
2010 г (прогноз) |
2011 г (прогноз) |
Чугун |
2,314 /-1% |
24,919/+7% |
2,520 |
2,470 |
27,2-27,4 |
28,5 |
Сталь |
2,85 /-1,1% |
29,733 /+10% |
2,990 |
2,960 |
32,2-32,7 |
34 |
Прокат |
2,63/-1,6% |
27,873/+10% |
2,820 |
2,750 |
30,3-30,6 |
32 |
Данные ОП «Металлургпром»
Заместитель генерального директора ОП «Металлургпром» Александр Зражевский отметил стабильность поставок в ноябре на метпредприятия кокса и металлолома. В тоже время, он обратил внимание участников совещания на сохраняющиеся проблемы с обеспечением железорудным сырьем Днепровского МК и Алчевского МК. По его словам, это та ситуация «когда влияние собственников сказывается не лучшим образом». А.Зражевский высказал мнение, что к вопросу обеспечения этих комбинатов ЖРС должны подключиться государственные службы. Стабильная работа ДМК и АМК позволила бы отрасли приблизиться к уровню производства начала 2008 г, — отметил представитель объединения.
Но если производственная картина и свидетельствует об определенном выравнивании ситуации, то финансовые показатели металлургов оставляют желать лучшего. Дефицит оборотных средств метпредприятий составляет 5,5 млрд. грн, кредиторская задолженность — 77,5 млрд. грн, что соответствует объему чистого дохода отрасли за 7 месяцев. Убытки от обычной деятельности до налогообложения металлургов за октябрь выросли на 400 млн. грн и по итогам 10 месяцев составили 2,7 млрд. грн., — сообщил А.Зражевский.
— Цены на металлопродукцию остаются практически на одном уровне, при этом происходит рост цен на сырьевые и топливо-энергетические ресурсы и это, конечно, играет свою негативную роль, — отметил А.Зражевский.
Также, по его словам, ухудшает финансовую ситуацию металлургов политика фискальных органов, в том числе требование предоплаты налогов и задолженность по возврату НДС.
Относительно новым способом налоговой экономить на экспортерах стали отказы принимать декларации на возмещение НДС.
— Негативное влияние оказывает и завышение Гостамслужбой таможенной стоимости ввозимых товаров. Правда в этом направлении работа была проведена и сегодня ситуация несколько выравнивается, — отметил А.Зражевский.
«Разбойники» с железной дороги
Активную дискуссию вызвали планы железной дороги повысить тарифы на грузовые перевозки в среднем на 16%. Соответствующий проект приказа Минтранссвязи был обнародован 22 ноября.
«Минпромполитики считает, что это повышение на сегодня необоснованно», — сообщил замминистра промышленной политики Сергей Беленький. По его словам, министерство совместно с отраслевыми ассоциациями намерено добиваться отмены повышения тарифов.
По данным «Укрзализныци», последний официальный рост тарифов на грузовые перевозки произошел осенью 2008 г. В тоже время, как отметил замминистра, благодаря «ведомственным хитростям» транспортников реальная стоимость грузоперевозок за этот период выросла по сравнению с началом кризиса. Как свидетельствует анализ Минпромполитики, по сравнению с январем 2008 г. тарифы на ж/д перевозки к декабрю 2010 г. выросли фактически на 50%. При этом, экспортные цены на металлопродукцию на сегодня на 25-30% ниже января 2008 г.
Позицию транспортников озвучил первый заместитель начальника Приднепровской железной дороги Олег Малышко. По его словам, без повышения тарифов железная дорога не сможет закупать подвижной состав и в результате станет тормозом развития ГМК.
— Каждый раз, когда железная дорога методично повышала тарифы, приводился этот аргумент, но подвижной состав, тем не менее, лучше не стал, — прокомментировал С.Беленький.
Также О.Малышко пояснил причины проблем с экспортом в Российскую Федерацию.
— Тарифы в РФ в два раза выше, чем в Украине и российские собственники вагонов, которые можно было бы привлечь для перевозок на территории Украины, забирают свой подвижной состав в порожнем состоянии, потому что по украинскому тарифу им везти не выгодно, — сообщил представитель ПЖД.
Оспорил он и жалобы металлургов на низкие темпы восстановления цен.
— С 2008 г. стоимость рельсов и рельсовых скреплений, которые мы берем на «Азовстали», выросла на 71%, тормозные колодки подорожали на 40%, стоимость вагона увеличилась на 36% и на сегодня составляет как минимум 504 тыс. грн, — сообщил О.Малышко.
Эти аргументов металлургов не убедили и после завершения балансового совещания его участники провели закрытую встречу по поводу тарифных планов транспортников. На просьбу представителей железной дороги принять участие в этом совещании С.Беленький ответил вежливым отказом.
— Мы обязательно пригласим вас, когда будем проводить межведомственное совещание, — сообщил замминистра.
Рынки сужаются
По словам С.Беленького, с 2011 г. стоит ожидать ужесточения условий импорта в развитые страны, в частности в ЕС и страны Северной Америки.
Как сообщил замминистра, 2-3 декабря в Париже состоялась 69-я сессия Комитета по стали Организации экономического сотрудничества и развития. В ходе сессии представители стран Евросоюза и ряда других стран-крупных импортеров металлопродукции «недвусмысленно заявили о том, что они будут ужесточать меры по защите своих внутренних рынков».
Замминистра отметил, что Минпромполитики постарается сделать все возможное, чтобы украинские метпредприятия сохранили, а возможно и расширили свои рынки сбыта.
«Но противостояние, которое обещает быть уже в следующем году, будет очень серьезным, — уверен С.Беленький.
В том числе, по его словам, серьезное внимание будет уделяться субсидированию отдельных отраслей. Поэтому, как отметил С.Беленький, в 2011 г. не может быть и речи о возобновлении каких-либо льгот для предприятий ГМК.
— Нам до сих пор вспоминают все меморандумы, которые у нас были подписаны и, по нормам международного права, вспоминать могут 15 лет после того как последний меморандум был завершен, — сообщил С.Беленький.
На фоне риска потерять позиции на внешних рынках, приходится украинским металлургам тесниться и на внутреннем. За 10 месяцев 2010 г. импорт металлопродукции в Украину вырос 80% до 1,82 млн. т. При этом, как отметил С.Беленький, импортируются в том числе и те позиции, которые производятся в Украине, что, по мнению замминистра должно заставить отечественных производителей всерьез задуматься о своей ценовой политике и о политике качества.
Редакция благодарит www.ugmk.info
и Ирину Оприщенко
за предоставленные материалы