Балансовое совещание в ГМК: кризис продолжает «тлеть» — MetalTrade

Рекламно-информационное издание

Назад к новостям

Балансовое совещание в ГМК: кризис продолжает «тлеть»

Новости металлургии

Металлурги уверяют — кризис продолжает «тлеть», железная дорога настаивает: тарифы пора повышать, рынки сбыта сужаются. Государство утешает: дальше будет хуже.

Участники декабрьского балансового совещания предприятий горно-металлургического комплекса подвели итоги уходящего года, поспорили по поводу ожидаемого повышения ж/д-тарифов и оценили перспективы 2011 г, одним из главных факторов которого станет существенное ужесточение условий импорта металлопродукции в развитые страны.

Производственные итоги и финансовые результаты

Объемы производства металлопродукции в ноябре несколько сократились по сравнению с октябрем, несмотря на рост среднесуточного производства. В начале декабря снижение объемов продолжается.

Среднесуточное производство основных видов металлопродукции, тыс. т:

Продукция

Ноябрь/к октябрю

Первая неделя декабря

Чугун

77,1

/+2,1%

75,4

Сталь

95

/+2,2%

91,5

Прокат

87,8/+1,6%

83,1

Данные ОП «Металлургпром»

Скорее всего, запланированный на декабрь план производства выполнен не будет. Впрочем подобная ситуация стала уже типичной: рыночная ситуация корректирует излишний оптимизм. Свидетельствует об ухудшении ожиданий и план металлургов на январь.

Производство металлопродукции, млн. т:

Продукция

Ноябрь/к октябрю

11 мес. 2010/ к АППГ

Декабрь (план)

Январь (план)

2010 г (прогноз)

2011 г (прогноз)

Чугун

2,314

/-1%

24,919/+7%

2,520

2,470

27,2-27,4

28,5

Сталь

2,85

/-1,1%

29,733

/+10%

2,990

2,960

32,2-32,7

34

Прокат

2,63/-1,6%

27,873/+10%

2,820

2,750

30,3-30,6

32

Данные ОП «Металлургпром»

Заместитель генерального директора ОП «Металлургпром» Александр Зражевский отметил стабильность поставок в ноябре на метпредприятия кокса и металлолома. В тоже время, он обратил внимание участников совещания на сохраняющиеся проблемы с обеспечением железорудным сырьем Днепровского МК и Алчевского МК. По его словам, это та ситуация «когда влияние собственников сказывается не лучшим образом». А.Зражевский высказал мнение, что к вопросу обеспечения этих комбинатов ЖРС должны подключиться государственные службы. Стабильная работа ДМК и АМК позволила бы отрасли приблизиться к уровню производства начала 2008 г, — отметил представитель объединения.

Но если производственная картина и свидетельствует об определенном выравнивании ситуации, то финансовые показатели металлургов оставляют желать лучшего. Дефицит оборотных средств метпредприятий составляет 5,5 млрд. грн, кредиторская задолженность — 77,5 млрд. грн, что соответствует объему чистого дохода отрасли за 7 месяцев. Убытки от обычной деятельности до налогообложения металлургов за октябрь выросли на 400 млн. грн и по итогам 10 месяцев составили 2,7 млрд. грн., — сообщил А.Зражевский.

— Цены на металлопродукцию остаются практически на одном уровне, при этом происходит рост цен на сырьевые и топливо-энергетические ресурсы и это, конечно, играет свою негативную роль, — отметил А.Зражевский.

Также, по его словам, ухудшает финансовую ситуацию металлургов политика фискальных органов, в том числе требование предоплаты налогов и задолженность по возврату НДС.

Относительно новым способом налоговой экономить на экспортерах стали отказы принимать декларации на возмещение НДС.

— Негативное влияние оказывает и завышение Гостамслужбой таможенной стоимости ввозимых товаров. Правда в этом направлении работа была проведена и сегодня ситуация несколько выравнивается, — отметил А.Зражевский.

«Разбойники» с железной дороги

Активную дискуссию вызвали планы железной дороги повысить тарифы на грузовые перевозки в среднем на 16%. Соответствующий проект приказа Минтранссвязи был обнародован 22 ноября.

«Минпромполитики считает, что это повышение на сегодня необоснованно», — сообщил замминистра промышленной политики Сергей Беленький. По его словам, министерство совместно с отраслевыми ассоциациями намерено добиваться отмены повышения тарифов.

По данным «Укрзализныци», последний официальный рост тарифов на грузовые перевозки произошел осенью 2008 г. В тоже время, как отметил замминистра, благодаря «ведомственным хитростям» транспортников реальная стоимость грузоперевозок за этот период выросла по сравнению с началом кризиса. Как свидетельствует анализ Минпромполитики, по сравнению с январем 2008 г. тарифы на ж/д перевозки к декабрю 2010 г. выросли фактически на 50%. При этом, экспортные цены на металлопродукцию на сегодня на 25-30% ниже января 2008 г.

Позицию транспортников озвучил первый заместитель начальника Приднепровской железной дороги Олег Малышко. По его словам, без повышения тарифов железная дорога не сможет закупать подвижной состав и в результате станет тормозом развития ГМК.

— Каждый раз, когда железная дорога методично повышала тарифы, приводился этот аргумент, но подвижной состав, тем не менее, лучше не стал, — прокомментировал С.Беленький.

Также О.Малышко пояснил причины проблем с экспортом в Российскую Федерацию.

— Тарифы в РФ в два раза выше, чем в Украине и российские собственники вагонов, которые можно было бы привлечь для перевозок на территории Украины, забирают свой подвижной состав в порожнем состоянии, потому что по украинскому тарифу им везти не выгодно, — сообщил представитель ПЖД.

Оспорил он и жалобы металлургов на низкие темпы восстановления цен.

— С 2008 г. стоимость рельсов и рельсовых скреплений, которые мы берем на «Азовстали», выросла на 71%, тормозные колодки подорожали на 40%, стоимость вагона увеличилась на 36% и на сегодня составляет как минимум 504 тыс. грн, — сообщил О.Малышко.

Эти аргументов металлургов не убедили и после завершения балансового совещания его участники провели закрытую встречу по поводу тарифных планов транспортников. На просьбу представителей железной дороги принять участие в этом совещании С.Беленький ответил вежливым отказом.

— Мы обязательно пригласим вас, когда будем проводить межведомственное совещание, — сообщил замминистра.

Рынки сужаются

По словам С.Беленького, с 2011 г. стоит ожидать ужесточения условий импорта в развитые страны, в частности в ЕС и страны Северной Америки.

Как сообщил замминистра, 2-3 декабря в Париже состоялась 69-я сессия Комитета по стали Организации экономического сотрудничества и развития. В ходе сессии представители стран Евросоюза и ряда других стран-крупных импортеров металлопродукции «недвусмысленно заявили о том, что они будут ужесточать меры по защите своих внутренних рынков».

Замминистра отметил, что Минпромполитики постарается сделать все возможное, чтобы украинские метпредприятия сохранили, а возможно и расширили свои рынки сбыта.

«Но противостояние, которое обещает быть уже в следующем году, будет очень серьезным, — уверен С.Беленький.

В том числе, по его словам, серьезное внимание будет уделяться субсидированию отдельных отраслей. Поэтому, как отметил С.Беленький, в 2011 г. не может быть и речи о возобновлении каких-либо льгот для предприятий ГМК.

— Нам до сих пор вспоминают все меморандумы, которые у нас были подписаны и, по нормам международного права, вспоминать могут 15 лет после того как последний меморандум был завершен, — сообщил С.Беленький.

На фоне риска потерять позиции на внешних рынках, приходится украинским металлургам тесниться и на внутреннем. За 10 месяцев 2010 г. импорт металлопродукции в Украину вырос 80% до 1,82 млн. т. При этом, как отметил С.Беленький, импортируются в том числе и те позиции, которые производятся в Украине, что, по мнению замминистра должно заставить отечественных производителей всерьез задуматься о своей ценовой политике и о политике качества.

Редакция благодарит www.ugmk.info
и Ирину Оприщенко
за предоставленные материалы

партнеры

фото партнёра
фото партнёра
фото партнёра
фото партнёра
фото партнёра
фото партнёра
фото партнёра
фото партнёра
фото партнёра
фото партнёра
фото партнёра
фото партнёра
фото партнёра
фото партнёра