Балансовое совещание в ГМК: кризис продолжает «тлеть» — Страница news — MetalTrade

Рекламно-информационное издание

Назад к новостям

Балансовое совещание в ГМК: кризис продолжает «тлеть»

Новости металлургии

Металлурги уверяют — кризис продолжает «тлеть», железная дорога настаивает: тарифы пора повышать, рынки сбыта сужаются. Государство утешает: дальше будет хуже.

Участники декабрьского балансового совещания предприятий горно-металлургического комплекса подвели итоги уходящего года, поспорили по поводу ожидаемого повышения ж/д-тарифов и оценили перспективы 2011 г, одним из главных факторов которого станет существенное ужесточение условий импорта металлопродукции в развитые страны.

Производственные итоги и финансовые результаты

Объемы производства металлопродукции в ноябре несколько сократились по сравнению с октябрем, несмотря на рост среднесуточного производства. В начале декабря снижение объемов продолжается.

Среднесуточное производство основных видов металлопродукции, тыс. т:

Продукция

Ноябрь/к октябрю

Первая неделя декабря

Чугун

77,1

/+2,1%

75,4

Сталь

95

/+2,2%

91,5

Прокат

87,8/+1,6%

83,1

Данные ОП «Металлургпром»

Скорее всего, запланированный на декабрь план производства выполнен не будет. Впрочем подобная ситуация стала уже типичной: рыночная ситуация корректирует излишний оптимизм. Свидетельствует об ухудшении ожиданий и план металлургов на январь.

Производство металлопродукции, млн. т:

Продукция

Ноябрь/к октябрю

11 мес. 2010/ к АППГ

Декабрь (план)

Январь (план)

2010 г (прогноз)

2011 г (прогноз)

Чугун

2,314

/-1%

24,919/+7%

2,520

2,470

27,2-27,4

28,5

Сталь

2,85

/-1,1%

29,733

/+10%

2,990

2,960

32,2-32,7

34

Прокат

2,63/-1,6%

27,873/+10%

2,820

2,750

30,3-30,6

32

Данные ОП «Металлургпром»

Заместитель генерального директора ОП «Металлургпром» Александр Зражевский отметил стабильность поставок в ноябре на метпредприятия кокса и металлолома. В тоже время, он обратил внимание участников совещания на сохраняющиеся проблемы с обеспечением железорудным сырьем Днепровского МК и Алчевского МК. По его словам, это та ситуация «когда влияние собственников сказывается не лучшим образом». А.Зражевский высказал мнение, что к вопросу обеспечения этих комбинатов ЖРС должны подключиться государственные службы. Стабильная работа ДМК и АМК позволила бы отрасли приблизиться к уровню производства начала 2008 г, — отметил представитель объединения.

Но если производственная картина и свидетельствует об определенном выравнивании ситуации, то финансовые показатели металлургов оставляют желать лучшего. Дефицит оборотных средств метпредприятий составляет 5,5 млрд. грн, кредиторская задолженность — 77,5 млрд. грн, что соответствует объему чистого дохода отрасли за 7 месяцев. Убытки от обычной деятельности до налогообложения металлургов за октябрь выросли на 400 млн. грн и по итогам 10 месяцев составили 2,7 млрд. грн., — сообщил А.Зражевский.

— Цены на металлопродукцию остаются практически на одном уровне, при этом происходит рост цен на сырьевые и топливо-энергетические ресурсы и это, конечно, играет свою негативную роль, — отметил А.Зражевский.

Также, по его словам, ухудшает финансовую ситуацию металлургов политика фискальных органов, в том числе требование предоплаты налогов и задолженность по возврату НДС.

Относительно новым способом налоговой экономить на экспортерах стали отказы принимать декларации на возмещение НДС.

— Негативное влияние оказывает и завышение Гостамслужбой таможенной стоимости ввозимых товаров. Правда в этом направлении работа была проведена и сегодня ситуация несколько выравнивается, — отметил А.Зражевский.

«Разбойники» с железной дороги

Активную дискуссию вызвали планы железной дороги повысить тарифы на грузовые перевозки в среднем на 16%. Соответствующий проект приказа Минтранссвязи был обнародован 22 ноября.

«Минпромполитики считает, что это повышение на сегодня необоснованно», — сообщил замминистра промышленной политики Сергей Беленький. По его словам, министерство совместно с отраслевыми ассоциациями намерено добиваться отмены повышения тарифов.

По данным «Укрзализныци», последний официальный рост тарифов на грузовые перевозки произошел осенью 2008 г. В тоже время, как отметил замминистра, благодаря «ведомственным хитростям» транспортников реальная стоимость грузоперевозок за этот период выросла по сравнению с началом кризиса. Как свидетельствует анализ Минпромполитики, по сравнению с январем 2008 г. тарифы на ж/д перевозки к декабрю 2010 г. выросли фактически на 50%. При этом, экспортные цены на металлопродукцию на сегодня на 25-30% ниже января 2008 г.

Позицию транспортников озвучил первый заместитель начальника Приднепровской железной дороги Олег Малышко. По его словам, без повышения тарифов железная дорога не сможет закупать подвижной состав и в результате станет тормозом развития ГМК.

— Каждый раз, когда железная дорога методично повышала тарифы, приводился этот аргумент, но подвижной состав, тем не менее, лучше не стал, — прокомментировал С.Беленький.

Также О.Малышко пояснил причины проблем с экспортом в Российскую Федерацию.

— Тарифы в РФ в два раза выше, чем в Украине и российские собственники вагонов, которые можно было бы привлечь для перевозок на территории Украины, забирают свой подвижной состав в порожнем состоянии, потому что по украинскому тарифу им везти не выгодно, — сообщил представитель ПЖД.

Оспорил он и жалобы металлургов на низкие темпы восстановления цен.

— С 2008 г. стоимость рельсов и рельсовых скреплений, которые мы берем на «Азовстали», выросла на 71%, тормозные колодки подорожали на 40%, стоимость вагона увеличилась на 36% и на сегодня составляет как минимум 504 тыс. грн, — сообщил О.Малышко.

Эти аргументов металлургов не убедили и после завершения балансового совещания его участники провели закрытую встречу по поводу тарифных планов транспортников. На просьбу представителей железной дороги принять участие в этом совещании С.Беленький ответил вежливым отказом.

— Мы обязательно пригласим вас, когда будем проводить межведомственное совещание, — сообщил замминистра.

Рынки сужаются

По словам С.Беленького, с 2011 г. стоит ожидать ужесточения условий импорта в развитые страны, в частности в ЕС и страны Северной Америки.

Как сообщил замминистра, 2-3 декабря в Париже состоялась 69-я сессия Комитета по стали Организации экономического сотрудничества и развития. В ходе сессии представители стран Евросоюза и ряда других стран-крупных импортеров металлопродукции «недвусмысленно заявили о том, что они будут ужесточать меры по защите своих внутренних рынков».

Замминистра отметил, что Минпромполитики постарается сделать все возможное, чтобы украинские метпредприятия сохранили, а возможно и расширили свои рынки сбыта.

«Но противостояние, которое обещает быть уже в следующем году, будет очень серьезным, — уверен С.Беленький.

В том числе, по его словам, серьезное внимание будет уделяться субсидированию отдельных отраслей. Поэтому, как отметил С.Беленький, в 2011 г. не может быть и речи о возобновлении каких-либо льгот для предприятий ГМК.

— Нам до сих пор вспоминают все меморандумы, которые у нас были подписаны и, по нормам международного права, вспоминать могут 15 лет после того как последний меморандум был завершен, — сообщил С.Беленький.

На фоне риска потерять позиции на внешних рынках, приходится украинским металлургам тесниться и на внутреннем. За 10 месяцев 2010 г. импорт металлопродукции в Украину вырос 80% до 1,82 млн. т. При этом, как отметил С.Беленький, импортируются в том числе и те позиции, которые производятся в Украине, что, по мнению замминистра должно заставить отечественных производителей всерьез задуматься о своей ценовой политике и о политике качества.

Редакция благодарит www.ugmk.info
и Ирину Оприщенко
за предоставленные материалы

партнеры

фото партнёра
фото партнёра
фото партнёра
фото партнёра
фото партнёра
фото партнёра
фото партнёра
фото партнёра