Балансовое совещание: призрак внутреннего рынка — MetalTrade

Рекламно-информационное издание

Назад к новостям

Балансовое совещание: призрак внутреннего рынка

Новости металлургии

Государство в очередной раз обещает металлургам меры по развитию внутреннего рынка металлопродукции. Однако при этом рекомендуют серьезно заняться повышением конкурентоспособности, чтобы потом не оказаться «на обочине».

Дорогая металлургия

Октябрьское балансовое совещание предприятий ГМК в Днепропетровске в среду прошло под флагом состоявшегося накануне визита в мегаполис Виктора Януковича, во время которого президент щедро раздавал обещания содействовать реализации крупных инфраструктурных проектов (строительство метро, объездных дорог и т.д.).

— Те объекты и программы, о которых говорил президент, которые должны быть реализованы в Днепропетровской области (а такие же проекты, я уверен, есть во всех областях) — это развитие тех секторов экономики, которые небезынтересны для металлургов. Это имеет прямое отношение к возрождению внутреннего рынка металлопотребления, — отметил в ходе балансового совещания генеральный директор ОП «Металлургпром» Василий Харахулах.

Директор департамента секторов экономики Минэкономики Олег Пендзин подтвердил, что практически все программы, заявляемые на сегодня правительством, касаются обновления инфраструктуры и развития металлопотребляющих отраслей.

Но обнадежив перспективами, участников совещания сразу же вернули к реалиям. Как отметил В.Харахулах, в вопросах конкурентоспособности украинская металлургия по-прежнему «остается, мягко говоря, импотентом». По его словам, ссылаясь на кризисную ситуацию, предприятия фактически перестали заниматься вопросами снижения себестоимости продукции и повышения ее качества. Гендиректор напомнил, что даже в кризис в Украину не прекращался импорт металлопродукции российского, турецкого и китайского производства и выразил уверенность, что при развитии внутреннего рынка, объемы импорта могут вырасти существенно, если ресурсоемкость отечественной металлургии останется на нынешнем уровне.

— Простой пример: как было 30 лет назад содержание железа в металлошихте доменных печей 52,7-53,8%, так и остается сегодня — это значит, что мы будем всегда больше материального ресурса потреблять, чтобы произвести тонну чугуна по сравнению с любым другим производителем любой другой страны, — сообщил гендиректор.

НеВажный кокс

Одна из важных причин высокой себестоимости производства отечественной метпродукции — плохое качество кокса.

— Мы внедряем сегодня пылеугольное топливо и говорим, что это панацея от всех бед. Не будет это панацея, если мы будем продолжать 1850 кг сырья расходовать, чтобы получить тонну чугуна, а не 1620 кг как в России и не 1570 кг как в среднем Европе. А если мы будем продолжать называть коксом то, что мы на сегодня потребляем, то нам пылеугольное топливо, возможно, не то что положительный, а даже отрицательный результат даст, — заявил В.Харахулах.

Неважное качество поставляемого металлургам сырья признают и в «Укркоксе», объясняя это низким качеством отечественных углей.

— Я хорошо помню те времена, когда угольная шихта для коксования шла с зольностью 7,3%. Сегодня все делают вид, что такой зольности не бывает, потому что все жалеют шахтеров. Отсюда и зольность кокса 11-12%, хотя должна быть где-то 9%, — отметил гендиректор «Укркокса» А.Старовойт.

Решать вопрос снижения себестоимости производства и повышения качества продукции ГМК, по мнению А.Старовойта, необходимо на законодательном уровне.

— Установить нормы по экологии, нормы потребления сырья, как это сделали, например, в Польше — и пусть все думают, как это выполнить. А то получается, что Минпромполитики присылает нам письма о подготовке к осенне-зимнему периоду — какое мы имеем к этому отношение? Минпромполитики должно заниматься другими вопросами: выработать нормативную базу по экологии, по энерго- и ресурсопотреблению и контролировать эту ситуацию, — заявил А.Старовойт.

Помимо вопроса качества углей, в следующем году может вновь заостриться вопрос объемов поставок углей для коксования.

Как сообщил А.Старовойт, ссылаясь на информацию Министра угольной промышленности Украины, в 2011 г отечественный углепром не обещает прирастить ни одной тонны к нынешним объемам угледобычи. Соответственно, если в нынешнем году завезти по импорту планируется 8,6-8,7 млн. т углей для коксования, то на следующий год, при условии увеличения объемов металлопроизводства, коксохимикам надо готовиться наращивать импорт углей до порядка 10 млн. т.

Производство растет, но притормаживает

Начавшийся со второй половины августа рост объемов производства продолжает сохраняться в сентябре-октябре.

Объемы производства, млн. т

Виды продукции

Сентябрь

/к августу,%

Октябрь (план)

Ноябрь (план)

9 месяцев 2010

/к АППГ

Чугун

2,245/+3,1

%

2,560

2,430

20,293

/+8%

Сталь

2,742/+5,5

%

3,060

2,910

24,105

/+11%

Прокат

2,634/+7,8%

2,770

2,770

22,626

/+12%

Данные: «Металлургпром».

В то же время, как сообщил В.Харахулах, показатель среднесуточного производства за прошедшие дни октября свидетельствует о том, что метпредприятия продолжают наращивать объемы по сравнению с сентябрем, но несколько отстают от ранее заявленных планов на октябрь. О замедлении тенденции роста свидетельствует и производственный план ноября.

Как отметил В.Харахулах, в сентябре объем потребленного украинскими предприятиями природного газа вырос по сравнению с августом на 20 млн. куб.м до 404 млн. куб. м, что было вызвано, в частности, частой работой доменных печей в режиме ожидания.

Проблем с обеспечением сырьем метпредприятий в сентябре не возникло, если не учитывать традиционных перебоев в поставках ЖРС на Алчевский меткомбинат и Днепровский меткомбинат им. Дзержинского.

— По-прежнему сохраняется нестабильное состояние обеспечения двух наших предприятий сырьевыми ресурсами: АМК и ДМК. Причины этого не совсем всем понятны, но ясно одно: плати деньги — бери товар, нет денег — нет товара, — резюмировал В.Харахулах.

Для обеспечения заявленных объемов производства на ноябрь металлургам потребуется 575 тыс. т аглоруды, 1,605 млн. т железорудного концентрата, 360 тыс. т агломерата, 840 тыс. т окатышей, 930 тыс. т известняков, 1,270 млн. т металлургического кокса и 480 тыс. т металлолома. По данным «Укррудпрома», все заявки металлургов на ноябрь по известнякам и железорудному сырью обеспечиваются полностью. Частично потребность металлургов в ЖРС будет закрываться завозом сырья по импорту: планируется импортировать 70 тыс. т аглоруды и 50 тыс. т концентрата. По распределению «Укркокса» потребность метпредприятий на ноябрь обеспечивается полностью. При этом, исходя из ожидаемых поставок украинских углей в объеме около 1,4 млн. т, необходимо завезти по импорту еще около 640 тыс. т коксующихся углей.

Трубники остались без вагонов

Генеральный директор объединения трубных предприятий «Укртрубопром» Леонид Ксаверчук сообщил о возникшей у трубниках проблеме с обеспечением железнодорожным подвижным составом для экспорта продукции. По его словам, данная проблема возникла в связи требованием «Укрзализныци» для экспортных перевозок использовать вагоны страны назначения.

В свою очередь, заместитель начальника службы перевозки Приднепровской железной дороги Виталий Корнилов обвинил сами предприятия ГМК в возникновении данной проблемы. По его словам, ситуация связана с передачей грузового парка Российской Федерации в собственность госкомпаний, с которыми украинские предприятия должны теперь заключать договора на отгрузку продукции. Такие договора не были заключены практическим ни одним предприятием, несмотря на призывы к этому со стороны железнодорожников в течение 3 месяцев.

В результате, с начала октября ежедневно 1 тысяча российских вагонов, привезя продукцию в Украину, возвращается назад порожняком. Одновременно с этим предприятия остались практически и без украинских вагонов, поскольку «Укрзализныця», опасаясь полного вымывания грузового парка, ввела ограничения на использования украинских вагонов при экспортных поставках.

— Оборот украинского полувагона по Российской Федерации в среднем составляет более 10 суток, разрешив отгрузку в РФ украинскими полувагонами, мы за неделю можем полностью весь парк отправить в Россию и не будет даже чем внутри перевозить, — пояснил В.Корнилов.

По его словам, «Укрзализныця» не отказывается предоставлять вагоны для отгрузки на экспорт на близкие расстояния в Россию и Беларусь. По его словам, после того как предприятия заключат договора с российскими госкомпаниями, вопрос с обеспечением вагонами будет снят полностью. В свою очередь В.Харахулах обнадежил трубников сообщением о начале переговоров об объемах и номенклатуре поставок украинских труб в Россию в 2011 г., которые проходят на сегодня в Москве с участием представителей Минпромполитики Украины.

Редакция благодарит www.ugmk.info
и Ирину Оприщенко
за предоставленные материалы

партнеры

фото партнёра
фото партнёра
фото партнёра
фото партнёра
фото партнёра
фото партнёра
фото партнёра
фото партнёра
фото партнёра
фото партнёра