Вслед за металлургами мишенью расследования роста цен стали вагоностроители
Государство решило разобраться с резким ростом цен на железнодорожные вагоны в 2010-2011 гг., заявил в ходе коллегии Минтранса в пятницу замминистра Андрей Недосеков. По его словам, правительство поручило Минтрансу, Минпромторгу и Федеральной антимонопольной службе (ФАС) выяснить, не являлся ли рост цен следствием злоупотребления доминирующим положением со стороны производителей на фоне роста спроса. "ФАС будет разбираться с вагонопроизводителями так же, как и с нефтяными компаниями, которые завышали цену на авиатопливо",- пояснил чиновник. Он добавил, что ФАС может предъявить претензии к крупнейшему в отрасли "Уралвагонзаводу". Высокопоставленный источник "Ъ" в ФАС подтвердил, что служба уже начала работу по изучению роста цен на вагоны и "будет разбираться с крупнейшими производителями".
Директор по развитию бизнеса Государственной транспортной лизинговой компании Владимир Добровольский уточнил «Ъ», что в 2010 г. стоимость вагонов выросла в среднем с 1,2 млн руб. до 2,1 млн руб. (без НДС), то есть на 97%. «Это значит, что мы вплотную приблизились к докризисным ценам 2008 г.»,- отмечает эксперт. Собеседник «Ъ» в ФАС добавил, что, как следствие, выросла и цена на аренду вагонов.
На «Уралвагонзаводе» «Ъ» подтвердили, что получили запросы ФАС, подчеркнув, что они носят «рабочий характер». В компании рост стоимости вагонов объясняют исключительно дефицитом крупного литья и увеличением цен на продукцию металлургов. Производители вагонов поясняют, что соответствующее литье выпускается на «узкоспециализированных производствах с уникальным оборудованием» и их мощностей в условиях растущего рынка не хватает. Такие производства есть у самих вагонных заводов, также литье выпускают, например, Бежецкий сталелитейный завод и «Промтрактор-Промлит» в России, Кременчугский сталелитейный завод и «Азовэлектросталь» на Украине. Дефицит крупного литья в 2011 году оценивается участниками рынка на уровне 36 тыс. вагонокомплектов (из них порядка 6 тыс. новых комплектов для вагоностроителей и 30 тыс.- для вагоноремонтных заводов). Согласно данным производителей вагонов, цена за один вагонокомплект выросла в 2009-2010 гг. втрое, до 500 тыс. руб.
Решить проблему дефицита вагонного литья государство надеется не только мерами антимонопольного регулирования, но и путем расширения конкуренции на рынке, например за счет поставок из Китая. Источник «Ъ» в отрасли уточняет, что китайская продукция уже проходит сертификацию в России, а продаваться будет через «Торговый дом ОАО РЖД». По предварительным оценкам, в 2011 г. на российский рынок будет поставлено порядка 2,5 тыс. вагонокомплектов из Китая. Источник в ОАО РЖД подтвердил, что вопрос «детально прорабатывается». «Причем с помощью альтернативных поставок мы намерены решить не только проблему цены, но и качества крупного литья от российских и украинских поставщиков, к которым у нас есть серьезные претензии»,- говорит источник «Ъ» в ОАО РЖД. Впрочем, металлурги полагают, что «из-за сложной логистики китайская продукция будет как минимум не дешевле, а качество ее сомнительно».
Редакция благодарит газету «Коммерсантъ»
за предоставленные материалы