Кажется, Третьей мировой не будет
Наш собеседник — Наумов Аркадий — аналитик, постоянный автор Rusmet'a, человек, имеющий 25-летний опыт в рафинировании и рециклинге малых металлов, поделился своими взглядами на текущее и перспективное состояние дел в такой специфической области, как редкоземельные металлы (РЗМ).
Rusmet:Аркадий Валерьевич, за последние время, резко увеличилось число публикаций о проблемах на рынках РЗМ. Что там происходит?
Аркадий Наумов: Да, это очень актуальная тема. Многие считают, что международные конфликты в будущем может спровоцировать нехватка РЗМ, как без них невозможно обойтись в самых современных технологических процессах, включая оборонную отрасль. В частности, танк Абрамс и радар Aegis Spy не могут выпускаться без самария. Диспрозий и неодим являются важными компонентами высокомощных постоянных магнитов, используемых в гибридных автомобилях, бытовом электронном оборудовании и ветротурбинах. Ожидается, что в 2015 г. спрос на РЗМ достигнет 197 тыс. т РЗО Аналитики признают, что сегодня индустриальные страны оказались в тотальной зависимости от импорта и, если для Третьей мировой войны понадобится повод, то дефицит ресурсов очень подойдет.
Rusmet: Кто «правит бал» на этом рынке? Китай?
АН: Да, в настоящее время основным производителем, а также экспортером РЗМ, является Китай. Там сосредоточена огромная часть запасов РЗМ: если общая сырьевая база в мире составляет примерно 100 млн. тонн, то на долю КНР приходится до 52 млн. тонн. Основные ресурсы в КНР сосредоточены на железо-ниобий-редкоземельных месторождениях во Внутренней Монголии (Bayan Obo), бастензитовых месторождениях на севере и на месторождениях ионно-абсорбционных руд на юге страны. Последние ценятся благодаря относительно высокой доле содержания в них более тяжелых РЗМ. Если учесть, что и себестоимость китайской продукции ниже, чем где бы то ни было в мире, то конкурировать с ней невозможно уже многие годы. Китай поставляет 92-94% мировых поставок РЗМ.
Rusmet: Какова политика Китая в области металлургии РЗМ?
АН: Она очень разумна и национально-эгоистична. Чтобы обеспечить работу для миллионов людей, Китай эффективно проводит политику развития своего производства с увеличением добавленной стоимости. В 70-ые годы Китай экспортировал концентраты минералов, в 80-ые годы — химические соединения смешанных РЗМ (карбонаты и хлориды). В начале 90-х годов экспортировались разделённые РЗМ (оксиды и металлы), в конце 90-х годов — переработанные РЗМ (люминофоры, магниты), а в 2000-ые годы — изделия (телевизоры, компьютеры, ветрогенераторы). С начала десятилетия производство РЗМ возросло на 50%, а доля потребления Китая увеличилась с 25% до 50%. По данным компании Ernst & Young, каждый второй ветрогенератор, введенный в эксплуатацию в 2010 году, находится в Китае. Из $20,5 млрд, вложенных в ветроэнергетику во всем мире во II квартале текущего года, примерно $10 млрд пришлось на Китай. Китай в период 12-й пятилетки (2011-2015 гг.) намерен инвестировать до $1,5 трлн в развитие стратегических отраслей экономики, связанных с высокими технологиями. Эти отрасли включают в себя альтернативную энергетику, производство высокотехнологичного оборудования, автомобили, работающие на альтернативном топливе
Rusmet: Китай испытывает соблазн воспользоваться своим уникальным положением главного поставщика РЗМ?
АН: Многим показалось, что это уже случилось. Введение в начале 2008 г. 10-25%-ных пошлин на экспорт из КНР привело к снижению объемов их вывоза из страны. В 2009 г. власти КНР сообщили, что продолжат политику ограничения производства РЗМ в соответствии с имеющимися в Китае ресурсами, текущим законодательством и спросом.
Rusmet: Это только национальный эгоизм?
АН: Нет, Китай можно понять. Запасы РЗМ на китайских месторождениях уменьшились до тревожного уровня. Запасы РЗМ в Китае снизились с 88% от мировых запасов десять лет назад до 52% в 2008 г., в то время как экспорт увеличился почти в десять раз. Китайцы считают, что зарубежные покупатели должны разделить с ними производственные затраты, включая и те, что относятся к охране окружающей среды. В 2009 году в адрес крупнейших иностранных компаний Пекином было направлено специальное послание относительно предстоящих изменений в национальной политике добычи и торговли на мировых рынках РЗМ. Сообщалось, что на ряд из них может быть наложен запрет на экспорт, в связи с необходимостью улучшить производственный процесс в целях сохранения окружающей среды. Действительно, в июле 2010 г. Китай сократил более чем вдвое квоты на экспорт РЗМ, а в 2011 г., как ожидается, введет различные квоты для тяжелых и легких РЗМ..
Rusmet: Именно с этого начался ажиотаж в СМИ, который мы сейчас наблюдаем?
АН: Да, началась буквально паника. В 2009 г. США и ЕС совместно с ВТО обвинили Китай в том, что его ограничения на экспорт РЗМ нарушают их интересы. Представители китайской стороны заявили, что ограничение на экспорт было сделано для предотвращения загрязнения окружающей среды в соответствии с правилами ВТО. В 2010 г. прошло сообщение, что до 30 июня 2011 г. правительство прекратит выдачу новых лицензий на геологоразведочные работы и добычу РЗМ, за исключением месторождений, которые финансируются правительством. Конец сентября с.г. ознаменовался настоящей встряской. Китай приостановил экспорт РЗМ в Японию с 21 сентября, а в США и ЕС — с 18 октября. С 28 октября 2010 г. экспорт возобновился. В ответ на поднявшееся возмущение, Китай показал, что виртуозно владеет искусством «smart power» — официальные власти сообщили, что не собираются использовать РЗМ как инструмент торговых войн. А в конце ноября 2010 г. китайское Министерство торговли в качестве иллюстрации сообщило, что Китай экспортировал 32,2 тыс.тонн РЗМ на протяжении первых девяти месяцев 2010 года, что на 67% выше по сравнению с аналогичным уровнем в 2009 г.
Rusmet: Что же делают все «пострадавшие»?
АН: Министерство экономики, торговли и промышленности Японии (Япония потребляет около 40 тыс.т РЗМ в год) разработало стратегию обеспечения стабильных поставок РЗМ. Эта стратегия предусматривает создание государственных запасов, помощь в развитии переработки скрапа, в нахождении альтернативных материалов и создание фондов поддержки отечественных частных фирм. Кроме того, предусмотрено расширение и укрепление связей со странами — производителями с помощью такой меры, как прямые соглашения. В 2010 г выделено 473 млн. $ дополнительного бюджетного финансирования на инвестиции в проекты, помогающие снизить зависимость от китайских поставок РЗМ. Sumitomo Corp. и Summit Atom Rare Earth Co. создали СП с казахстанской госкорпорацией «Казатомпром». Они к концу 2010 года планируют запустить пилотный проект по производству РЗМ из обедненного гексафторида урана (также именуемого «урановыми хвостами»). Первоначально комбинат сможет выпускать порядка 1 тыс.т концентратов РЗМ. Если коммерческая привлекательность проекта подтвердится, уже к 2014-2015 гг., выпуск может быть увеличен до 10-15 тыс.т.
Японии и Вьетнам будут разрабатывать месторождение РЗМ во вьетнамской провинции Лайтяу. По данным компаний Sojitz и Toyota Tsusho, месторождение в Лайтяу может давать до 3 тыс.т РЗМ в год. Это количество удовлетворит 10% потребностей Японии в этом сырье.
Принимает свои меры Америка. В апреле 2010 г. Ассоциация магнитных материалов США распространила предупреждение, что в 2012-2015 г.г. спрос на РЗМ в самом Китае будет превышать их производство. После этого Пентагон и конгресс США обратились к этой проблеме. Палата представителей конгресса в сентябре 2010 г. одобрило закон, направленный на восстановление положения США как ведущего производителя РЗМ, благодаря госгарантиям под займы на поиски и разведку месторождений РЗМ.
Rusmet: Но ведь не все запасы РЗМ мира сосредоточены в Китае? Можно что-то сделать, чтобы избежать всего этого?
АН: Да, конечно. В тех же СЩА компания Rare Element Resources Ltd в ноябре с помощью федерального правительства завершила финансирование программы исследований РЗМ на сумму 1,8 млн дол. Rare Element Resources является собственником проекта Бир-Лодж в штате Вайоминг. Он рассматривается как крупнейшие проявления мелкорассеянных руд РЗМ в Северной Америке. Подсчитанные компанией запасы РЗМ составляют приблизительно 3,9 млн т.
Новый рудник по добыче руды, содержащей РЗМ, диоксид титана и цирконий, готовится к вводу в эксплуатацию в Турции. Британская AMR Resources Ltd нацелена на извлечение 700 млн т руды.
В Австралии имеется самое богатое на сегодня по содержанию оксидов РЗМ бастензитовое месторождение Mount Weld, содержащее 16-23% оксидов РЗМ в расчете на 1 млн. тонн запасов. В настоящее время месторождение подготавливается к освоению. Cуммарные запасы РЗМ другого месторождения Nolans Bore, оцениваются в 577 тыс. т. Greenland Minerals & Energy Ltd. планирует начать добычу сырья на руднике в юго-западной части Гренландии в 2016 г., затраты на реализацию проекта первоначально оцениваются в 2,2 млрд дол.
Rusmet: А что делает Россия? Каковы ресурсы РЗМ у нас?
АН: Ресурсы просто колоссальны. Запасы РЗМ учтены в рудах 14 месторождений, из которых 60,2% заключена в апатит-нефелиновых рудах Кольского полуострова, принадлежащих «Фосагро», при переработке которых РЗМ сегодня не извлекаются и остаются в «хвостах». Часть запасов приурочена к лопаритовым рудам Ловозерского месторождения (14,2% общероссийских запасов), редкоземельно-апатитовым рудам Селигдарского месторождения в Республике Саха-Якутия (22,8%). Ресурсы Чуктуконского месторождения, расположенного в Богучанском районе Красноярского края, оцениваются в 163 млн т ниобий-редкоземельных руд. Инвестиции в проект должны составить 120 млрд руб. Среднее содержание полезных компонентов: железо — 30%, оксид марганца — 4,74%, оксид ниобия — 1%, оксиды редкоземельных металлов — 4,2%. Проект «Освоение производства редкоземельных концентратов на сырьевой базе Чуктуконского месторождения» подготовленный ООО «Красгеоресурс», предусматривает возведение на месторождении горно-металлургического комбината с производительностью 1 млн тонн руды в год.
Единственным действующим источником сырья в настоящее время являются лопаритовые руды Ловозерского месторождения, которые содержат около 1% оксидов РЗМ. Получаемые лопаритовые концентраты содержат 30-31% оксидов РЗМ. Объем производства концентрата компанией «Севредмет» (бывший «Ловозерский ГОК») составляет 8500 т/год, которые передаются на Соликамский магниевый завод (СМЗ). В последние годы СМЗ выпускал редкоземельную продукцию в объеме около 2-2.5 тыс. тонн в год.
Перспективная потребность России в РЗМ может быть удовлетворена за счет ввода Томторского месторождения в Республике Саха-Якутия. Руды участка Буранный указанного месторождения содержат в среднем 9-12% оксидов РЗМ, т. е. представляют собой природный концентрат РЗМ.
Rusmet: Значит Третьей мировой не будет, по крайней мере, из-за РЗМ?
АН: Да, в мире достаточно месторождений РЗМ помимо Китая. В качестве потенциальных источников РЗМ также будут использованы урановые хвостохранилища, растворы подземного выщелачивания урановых руд и минеральные месторождения РЗМ в различных частях света. Третьей мировой по этому поводу не будет. Но индустриально развитые страны начали действовать. Хотя, по оценке экспертов, восстановление этого сектора промышленности в США и странах Европы может потребовать как минимум 15 лет и инвестиций в сотни миллиардов долларов. Россия могла бы с выгодой для себя реально способствовать снятию озабоченности в мире.
Редакция благодарит www.Rusmet.ru
за предоставленные материалы