Металлургические M&A по-русски: не съем, так понадкусываю! — MetalTrade

Рекламно-информационное издание

Назад к новостям

Металлургические M&A по-русски: не съем, так понадкусываю!

Новости металлургии

Отпраздновав 2-х летнюю годовщину мирового финансового кризиса, российские меткомпании намерены вернуться на рынок M&A в ГМК. Российских олигархов не останавливает то обстоятельство, что часть купленных до кризиса иностранных «дочек» простаивает, часть работает с неполной загрузкой, а некоторые и вовсе выставлены на продажу.

Возобновление интереса со стороны российских меткомпаний к стратегии приобретения зарубежных активов заметно уже «невооруженным взглядом». В интервью газете «Ведомости» президент группы Evraz Александр Фролов сказал, что Evraz ищет возможности для входа на рынок КНР и расширения своего присутствия на нем не только как поставщика, но и как производителя. По словам А.Фролова, тема M&A для компании «не закрыта», группу по-прежнему интересуют стальные активы. В частности, на развитых рынках ее привлекает возможность использовать свои полуфабрикаты, а на развивающихся — возможность производить дешевую сталь.

Несколькими неделями ранее российская пресса сообщила, что структуры владельца «Мечела» Игоря Зюзина ведут переговоры о покупке активов бразильской сталелитейной компании Cosipar.

Американская трагедия

«Северсталь», которая располагает крупнейшими среди российских компаний зарубежными метактивами, уже закрыла завод Carrington Wire (Великобритания), продала завод Allenport (США), и выставила на продажу свой ведущий актив в Европе Lucchini (Италия).

Наибольшие проблемы у группы Мордашова в Северной Америке, где в период бурного роста стальных рынков было куплен целый ряд производителей плоского проката. Сейчас в состав Severstal North America входят мини-милл Columbus, предприятия Sparrows Point, Dearborn, Warren и Wheeling. Часть входящих в Warren и Wheeling мощностей была остановлена еще в середине 2009 г., а в 2010 г. остановлено доменное производство на Sparrows Point. В 2010 г. производство на Warren было запущено полностью, на Wheeling — частично. В 2009 г. американский дивизион принес «Северстали» $1 млрд. убытков. Производство стали SNA по итогам первого полугодия 2010 г. увеличилось на 30% в сравнении с АППГ и составило 3,349 млн. т.

Сейчас Sparrows Point, Warren и Wheeling, суммарный потенциал которых по выпуску стали составляет 3,8 млн. т год (половина от всех мощностей SNA), выставлены на продажу. Как пишет американская пресса, возможным их покупателем может стать Renco Group, которой ранее принадлежал один из проданных россиянам активов. Возможная стоимость 3-х предприятий — от $500 млн. до $1 млрд., при этом 2-3 года «Северсталь» заплатила за них $2,2 млрд. Если суммировать потери от неудачной сделки с Sparrows, Warren и Wheeling, и убытки североамериканского дивизиона ($1,4 млрд.) за 2008-2009 гг., можно подсчитать, что «поход» Мордашова в США уже разорил «Северсталь» минимум на $2,5 млрд. Столь же невыгодной оказалась и покупка Lucchini, чистый убыток которой в минувшем году составил $412 млн., а долги на сегодня превышают $1 млрд.

Несмотря на значительные потери, продажа убыточных зарубежных активов — это единственный путь стабилизировать финансовое положение «Северстали», задолженность которой составляет $7 млрд., из которых $5 млрд. нужно выплатить в 2010-2013 годах.

Большинство американских и европейских активов компании способны работать прибыльно только при очень высоких ценах на сталь. При себестоимости производства горячекатаного проката в США от $580 до $700 за 1 т они уступают не только глобальным, но и местным компаниям-конкурентам.

В текущем году группа совершила 2 сделки M&A, которые можно оценить как не слишком удачные, однако не несущие рисков существенных убытков в будущем. В частности, за $452-460 млн. куплен африканский производитель золота Crew Gold, который войдет в золотодобывающий дивизион «Северстали» (направление вполне перспективное), а также за $15 млн. 16,5% пакет акций горнодобывающей компании Core Mining с предварительными запасами в 500 млн. т железной руды в Конго и Габоне.

Абрамов и Абрамович против Миттала

Есть проблемы с зарубежными активами и у Evraz Group, которая с 1 июля приостановила производство стали на заводе Vitkovice в Чехии. Своего сырья для выплавки стали у Vitkovice нет, и завод традиционно работает на чугуне поставляемом ArcelorMittal Ostrava, однако нынешним летом приостановил его закупки, мотивировав высокой ценой. В ArcelorMittal заявили, что предложенная «чешской дочкой» российской компании цена не покрывает даже себестоимость производства. Это дало ряду местных СМИ основания предположить, что действия россиян — элемент шантажа с целью добиться снижения цены. Кроме того, Vitkovice якобы заинтересован в остановке своих сталелитейных мощностей (прокатные будут работать на привозных полуфабрикатах), чтобы не проводить дорогостоящую модернизацию природоохранных систем и установку оборудования для снижения эмиссий газов и выбросов пыли.

В целом же, если не считать Чехии и Украины, зарубежные активы Evraz Group работают сейчас с загрузкой, близкой к докризисной. Что касается Украины, то без существенных инвестиций значительного улучшения ситуации в «Евраз (Украина)» не будет. Недавнее решение об объединении «Днепрококса» и Днепропетровского МЗ им. Петровского незначительно снизит издержки, но не добавит конкурентоспособности этим предприятиям. Та же «Петровка» в последние месяцы, хотя и увеличила уровень загрузки, работает с минимальной рентабельностью, уровень которой не позволит окупить покупку этого предприятия НИКОГДА.

На фоне же огромных долгов Evraz, которые в настоящее время почти достигают $8 млрд., шансы на инвестирование в МЗ им. Петровского в ближайшие год-два выглядят призрачными.

Меньше «активов» — меньше пассивов

Из всех российских компаний наименьшие долги именно у тех, кто не злоупотреблял в свое время необдуманными приобретениями за рубежом, да еще и сделанными в кредит.

Так, у Магнитогорского МК долги около $2,6 млрд. (самый низкий показатель в отрасли), при этом компания единственная из «большой пятерки» («Мечел» и НЛМК за 1-е полугодие пока не отчитались) показала прибыль за январь-июнь 2010 г. В минувшие 2 года компания была сосредоточена на решении сырьевых проблем (отметим покупку производителя угля «Белон»), а главный зарубежный проект ММК — турецкий завод «Атакаш» — в текущем году уже производит первую продукцию.

Таким образом, отстав от своих российских конкурентов «на старте» (в 2007-08 гг. компания не проводила сделки M&A за рубежом), ММК догнал их «на финише». То есть, не сумев за этот период существенно нарастить выручку (по этому показателю его сильно обогнали «Северсталь» и Evraz Group), в то же время избежал крупных убытков.

У НЛМК долги чуть более $4 млрд., однако компания остается наиболее рентабельным сталепроизводителем в РФ, имея самую низкую себестоимость производство слябов. Во 2 квартале 2010 г. загрузка мощностей по выплавке стали составляет около 98%, в т.ч., у входящего в группу завода Beta Steel в США — около 87%, у датского DanSteel A/S производство проката выросло почти в 2,3 раза по сравнению с АППГ.

Финрезультаты ведущих российских меткомпаний в 1-м полугодии 2010 г.:

Компании

Выручка

Прибыль (убытки)

1 П. 2010

к АППГ

1 П. 2010

1 П. 2009

«Северсталь»

$7,4 млрд.

+54%

-$593 млн.

-$946 млн.

Evraz Group

$6,38 млрд.

+38%

-$270 млн.

-$999 млн.

ММК

$3,8 млрд.

больше в 2 р.

$147 млн.

-$73 млн.

Источник: ugmk.info по данным компаний

Наконец, у «Мечела» долги превышают сейчас $6 млрд., однако компания чувствует себя более уверенно по сравнению с конкурентами, поскольку имеет диверсифицированную структуру производства и продаж.

Мощный сырьевой сегмент группы в последние полгода получил сильную поддержку в результате существенного роста цен на уголь и руду.

Отметим, что «Мечел» стал единственным из российских метхолдингов, который в разгар кризиса (2009 г.) вышел на рынок слияний и поглощений, купив примерно за $800 млн. американскую угольную компанию Bluestone Coal Corp. Стоимость этой сделки эксперты признали несколько завышенной, однако производитель угля в США, в отличие от сталепроизводителей, в ближайшие годы будет иметь гарантированный рынок сбыта и приемлемые цены на свою продукцию.

Кроме того, возможная покупка активов компании Cosipar, одного из крупнейших производителей чугуна в Латинской Америке (перспективная мощность — 3 млн. т чугуна и 2 млн. т стали) выгодна, если наладить взаимодействие этого предприятия с американским и британской активами «Мечела». Схема такая: Cosipar получает уголь с Bluestone (в Бразилии избыток руды и дефицит угля), выплавляет чугун или полуфабрикат и отправляет его на завод Mirsteel в Великобританию.

Впрочем, в любом случае покупка производственного актива в Бразилии — стратегия правильная, продавать выплавленную здесь сталь можно и в Северной Америке, Европе, на Ближнем Востоке и в Азии.

Редакция благодарит www.ugmk.info
и Георгия Карпенко
за предоставленные материалы

партнеры

фото партнёра
фото партнёра
фото партнёра
фото партнёра
фото партнёра
фото партнёра
фото партнёра
фото партнёра
фото партнёра
фото партнёра
фото партнёра
фото партнёра
фото партнёра
фото партнёра
фото партнёра
фото партнёра
фото партнёра
фото партнёра
фото партнёра