Метро + трамвай = алюминий
Красноярск – один из крупнейших городов Сибири с населением свыше 1,2 млн человек и площадью в 413 км2. В 2026 году в столице края должно состояться событие о котором мечтали еще в 60-х годах прошлого века – открытие Красноярского метротрамвая. «Алюминиевый Вестник» рассказывает о потенциальных локальных решениях для создания уникального проекта.
ЭТО БЫЛО В ТОЙ СТРАНЕ
То, что городу необходимо метро, было понятно давно – в генеральный план Красноярска его линии были нанесены уже в начале 1970-х годов. В 1983 году было принято решение о строительстве, и к 1989 году все необходимые работы были выполнены. Первая очередь метрополитена должна была состоять из 12 станций, две из которых планировалось возвести рядом с крупнейшим алюминиевым заводом региона – КрАЗом. С наступлением 1991 года проект метро в Красноярске, как и в ряде других городов, был остановлен и неоднократные попытки возобновления строительства метро в городе потерпели неудачу. До недавнего времени.
Станция «Улица Быковского» должна была появиться у ДК КрАЗа, а «Металлургов» непосредственно рядом с заводом
В 2022 году министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Ирек Файзуллин объявил о принятом решении по строительству в Красноярске метротрамвая. Ожидается, что на первом этапе длина сети из 6 станций составит ~14 км. Таким образом, строящаяся система рельсового скоростного транспортного комплекса станет вторым метрополитеном в Сибири и самым восточным в России. И построить ее Красноярск может себе сам.
АЛЮМИНИЕВЫЙ КРАЙ РОССИИ
Красноярский край часто называют «алюминиевой» столицей России. И не зря — здесь располагается один из крупнейших мировых гигантов по производству алюминия Красноярский алюминиевый завод (1,6% мирового производства металла), один из крупнейших по мощности перерабатывающих предприятий Красноярский металлургический завод (КраМЗ), десятки производителей компонентов для транспорта, строительства, инфраструктуры и других отраслей. А еще в Красноярске построено больше всего мостов из алюминиевых сплавов — сегодня их уже восемь.
Из красноярского металла и с помощью местных предприятий, таких как «КраМЗ», «СЕГАЛ», «КМК», «13 Элемент» и др. создаются решения для транспортной инфраструктуры: быстровозводимые мосты, интерьеры трамваев, вагонов метро, скоростных поездов, остановочные павильоны, элементы фасадов и даже биметаллический контактный рельс
Далеко за примерами ходить не нужно — современный московский транспорт, знаменитые трамваи «Витязь-М» и поезда метро созданы с использованием красноярского металла. В поездах метрополитена «Москва-2020» используются алюминиевые потолочные панели для размещения информационных мониторов. В трамваях применение алюминия значительно шире – из металла выполнены перегородки, стены, потолочные панели, указатели маршрута, кронштейны сидений. Причем, разработчики трамвая из компании «ПК «Транспортные системы» пошли дальше – до создания полностью алюминиевого кузова.
Красноярцы могут возразить: «Здесь вам не Москва и ее метро, а Красноярск и метротрамвай», но и такой опыт у предприятий Красноярска уже есть. «Компания «13 Элемент» (входит в состав Алюминиевой Ассоциации — прим. ред.) выступила поставщиком интерьеров для трамвая «Львёнок» в Волгограде. По нашему заказу на КраМЗе были изготовлены необходимые алюминиевые профили, которые мы обработали и уже готовые детали интерьеров отправили производителю трамвая», — рассказывает Илья Батура, Генеральный директор компании «13 Элемент».
Волгоградский скоростной трамвай, как и проект в Красноярске, представляет собой трамвайную систему с элементами метрополитена. Открыта она была в 1984 году и в конце года (5 ноября) отметит 40-летний юбилей. В рамках инвестиционной программы комплексного развития города в Волгограде появятся 62 новых вагона — «Львенок» (50 односекционных трамваев) и «Невский» (12 трехсекционных трамваев двустороннего движения).
Трамваи «Львенок» отличаются высокой скоростью и повышенным комфортом для пассажиров: USB-разъемы для зарядки гаджетов, климат-контроль, низкий уровень шума. В часы пик они могут вмещать более 150 пассажиров и рассчитаны на 34 посадочных места.
Отметим, что модернизация электротранспорта в Волгограде и еще девяти городах России проходит при поддержке Правительства РФ, Министерства транспорта и ВЭБ.РФ. Общая стоимость проекта составляет 252 млрд руб. Помимо Волгограда это Курск, Ростов-на-Дону, Саратов, Пермь, Ярославль, Липецк, Нижний Новгород, Краснодар и… Красноярск! Всего, в рамках реализации программы будут модернизированы 620 км путей и 647 трамваев.
ПО ОПЫТНОМУ ОБРАЗЦУ
И если в Волгограде метротрамвай уже был, то в Красноярске он создается практически «с нуля». Помимо транспорта необходимо построить остановочные павильоны, станции. И здесь на помощь также могут прийти производители алюминиевых решений.
Строительная отрасль – один из главных потребителей алюминия на российском рынке. На его долю приходится 30% от общего объема потребления в стране или 220 – 230 тыс. тонн ежегодно. Широкая номенклатура алюминиевых решений используется для отделки фасадов и интерьеров станций, где флагманом выступает Москва. Так, последние 30 новых станций метрополитена столицы построены с использованием алюминиевых решений. Объясняется это не только прочностью материала, но и ускорением темпов строительства. «Современные требования задают высокие темпы строительства. Скажем, если станцию метро облицевать камнем, то на это уйдет не менее года. Алюминиевые панели же выходят со 100-процентной заводской готовностью. Их остается только своевременно доставить, установить на подготовленную систему, снять защитную пленку – интерьер станции готов», – объясняет Сергей Забегаев, заместитель генерального директора ТД «Албес Центр».
А скорость строительства, как и качество, для Красноярка очень важны – ввод первой линии метротрамвая запланирован уже на 2026 год. Использование опыта местных предприятий и металла позволит значительно сократить логистический путь, а также придать дополнительный импульс развитию региона.