Грузоотправители просят РЖД принять срочные меры, чтобы решить проблему невывоза грузов. Компания отвечает, что ей не хватает средств на расширение инфраструктуры.
В России все острее встает проблема невывоза грузов. Так, «Мечел» не может вывезти продукцию на несколько сотен миллионов долларов, сообщил старший вице-президент компании Мухаммед Циканов: речь идет о 2 млн т угля стоимостью около $600 млн и порядка 140 000 т железорудного концентрата на $60 млн. Сейчас из всех заявок на перевозку, подаваемых «Мечелом», удовлетворяются около 60%, сообщил Циканов. Чтобы справиться с проблемой, он предложил президенту РЖД Владимиру Якунину распределять квоту на перевозки грузов на аукционах: «У кого деньги есть — тот и везет».
Проблемы существуют и у других грузоотправителей, подтверждают опрошенные «Ведомостями» сотрудники металлургических, угольных и химических компаний. По факту грузоотправители и так участвуют в аукционе: ведь у РЖД нет вагонов, и предприятия вынуждены обращаться в частные компании, а также к «дочкам» РЖД — Первой и Второй грузовым компаниям, которые устанавливают более высокие тарифы на перевозку, чем утвержденный государством прейскурант 10-01, отмечает сотрудник металлургической компании. Но это не решает проблему управления парком: в одних регионах складывается дефицит порожних вагонов, а в других — их избыток, из-за того что их собственники не хотят платить за порожний пробег, а в итоге РЖД не может выполнить все заявки, отмечает сотрудник производителя минудобрений. Проблема — в плохом управлении парком со стороны РЖД, продолжает он, предлагая вновь вернуть компании весь инвентарный парк.
РЖД действительно не справляется с планами, признал Якунин: погрузка в 2011 г. вырастет на 3-3,3%, сообщил он, хотя еще весной прогнозировался рост на 5%. Отчасти это связано с проблемой растущего порожнего пробега из-за несогласованности действий РЖД и частных операторов, отметил он. Однако введение предложенного «Мечелом» механизма невозможно, ответил Якунин: ведь РЖД по закону является публичным перевозчиком, а значит, обязана принимать к перевозке «все, что дают».
Из-за недофинансирования инвестпрограммы мощности инфраструктуры исчерпываются, на расшивку узких мест денег не хватает, объяснил сотрудник РЖД. На 2011-2015 гг. монополия просит из бюджета 404,4 млрд руб., иначе к 2015 г. невывезенными будут оставаться 15,4%, или 230,8 млн т грузов. Минэкономразвития в ответ предлагает РЖД предоставить конкретные проекты, обратиться за деньгами в банки и тоже указывает на плохое управление парком вагонов.
Проблема невывоза грузов становится критичной и предлагаемые грузоотправителями варианты — это фактически крик отчаяния, констатирует заместитель гендиректора Института проблем естественных монополий Олег Трудов. Но эти варианты нереалистичны — это относится и к предложению «Мечела», и к организуемой РЖД работе по управлению вагонным парком по агентской схеме — ведь она не учитывает разную стоимость вагонов у разных операторов, отмечает он. Идеально наладить управление вагонами можно, вновь обезличив их в едином парке, как во времена МПС, однако возвратиться к этой модели невозможно, не ущемив интересы операторов, резюмирует эксперт.
Редакция благодарит МеталлИндекс
за предоставленные материалы
|
|