Начало славных дел
Мировой рынок стали находится на спаде, одной из причин которого является избыток предложения стальной продукции.
Спрос в большинстве регионов мира так и не восстановился до докризисного уровня, так что металлургам приходится ограничивать степень загрузки мощностей. Однако в тех странах, где экономика на подъеме, развитие сталелитейной отрасли продолжается.
Корейская компания Posco на прошлой неделе официально стартовала проект строительства металлургического комбината в Индонезии, который она будет реализовывать совместно с местной компанией Krakatau Steel. Доля Posco составит 70%, а 30% акций нового предприятия будет принадлежать индонезийской стороне. Инвестиции корейской компании в проект оцениваются в 2,7 млрд. долларов, в то время как Krakatau Steel для финансирования своей части планирует в ноябре осуществить публичное размещение акций (IPO), на котором собирается выручить до 390 млн. долларов. Первая очередь предприятия мощностью 3 млн. тонн в год должна вступить в строй в 2013 году, в дальнейшем предусматривается доведение производительности комбината до 6 млн. тонн в год.
В Индии руководство компании JSW Steel дало «зеленый свет» проекту строительства меткомбината на 4,5 млн. тонн в год в штате Западная Бенгалия. Стоимость проекта оценивается в 3,6 млрд. долларов, работы должны начаться в апреле 2011 года и завершиться в 2014 году. До начала строительства нового предприятия JSW Steel планирует завершить уже подходящий к концу проект расширения мощностей своего действующего комбината Vijayanagar от 7 млн. до 10 млн. тонн в год. Помимо новой доменной печи, на заводе будет установлена линия холодной прокатки на 2 млн. тонн в год; этот проект JSW Steel будет реализовывать совместно со своим японским акционером JFE Steel.
Другая индийская компания SAIL в декабре планирует завершить процесс приобретения земли для нового металлургического предприятия мощностью 3 млн. тонн в год в штате Джаркханд. Именно покупка земельного участка является пока наиболее сложным этапом в реализации сталелитейных проектов в Индии. В частности, из-за проблем на этой стадии практически сорвались планы строительства мегакомбинатов компаниями Posco и Arcelor Mittal.
В настоящее время Posco продвигает совместно с SAIL новый проект, а Arcelor Mittal, также как и индийская компания Tata Steel, может принять участие в проекте SAIL в Джаркханде. Кроме того, Arcelor Mittal сообщила, что ведет переговоры с компанией Uttar Galva о совместном строительстве металлургического завода на 3 млн. тонн в год в штате Махараштра на западе Индии.
Информация по нескольким перспективным проектам была озвучена и в ходе недавно состоявшейся конференции ILAFA — Латиноамериканского института стали. Так, компания CSN определилась, что построит завод производительностью 600 тыс. тонн длинномерного проката в год в штате Минас-Жерайс по соседству с тамошними железорудными месторождениями. Arcelor Mittal в начале 2011 года пообещала принять окончательное решение о расширении своего завода Tubarao, на котором планируется установить стан горячей прокатки на 3,5 млн. тонн в год. Это позволит компании отказаться от экспорта товарных слябов и даст возможность использовать всю выплавляемую на комбинате сталь для производства готового проката. А железорудная компания Vale получила лицензию на строительство завода на 2,5 млн. тонн слябов в год на севере страны и до конца года рассчитывает получить разрешение на реализацию проекта мощностью 5 млн. тонн на юге.
Когда тяжело, но очень хочется
Турецкие металлургические компании продолжили поднятие цен на длинномерный прокат. К концу октября экспортные котировки на арматуру для стран Ближнего Востока достигли 600 долларов за тонну FOB, а у некоторых компаний и превысили эту отметку. При этом повышение цен на первый взгляд происходит вопреки рыночной логике. Покупать арматуру по новым ценам готовы только потребители из Ирана и Ирака, тогда как в большинстве стран региона спрос на конструкционную сталь остается слабым, а цены держатся неподвижно или снижаются. В Египте и арабских странах Персидского залива турецкая арматура считается слишком дорогой даже на уровне 590-600 долларов за тонну CFR.
Однако экспортеры заявляют, что просто не имеют иного выбора вследствие подорожания металлолома и полуфабрикатов. После того, как европейские экспортеры лома распродали свои излишки в первой половине октября, самый дешевый материал исчез с рынка. В результате турецким компаниям приходится приобретать американский HMS № 1&2 по 375-380 долларов за тонну CFR, тогда как ранее они могли покупать аналогичный лом в ЕС менее чем по 360 долларов за тонну CFR.
Поставщики заготовок из стран СНГ, благополучно распродав большую часть ноябрьской продукции в Иран, страны Ближнего Востока, Африки и Юго-Восточной Азии, повысили цены. Стоимость длинномерных полуфабрикатов подскочила до 530-545 долларов за тонну FOB, а при поставках в Иран — до более 565 долларов за тонну FOB. Соответственно, турецкие экспортеры заготовок также увеличили цены до 550-560 долларов за тонну FOB.
Рост цен на длинномерный прокат на Ближнем Востоке, пусть и в значительной мере виртуальный, вдохновил европейских металлургов на повышение своих экспортных котировок на арматуру от 410-420 до 430-435 евро (около 595-605 долларов) за тонну FOB. В то же время на внутреннем рынке ЕС цены продолжают снижаться, причем не только на арматуру, но и на листовую сталь. Низкий спрос и конкуренция со стороны дешевого импорта заставили европейских металлургов опустить цены на горячекатаные рулоны до 450-500 евро (624-693 долларов) за тонну EXW.
Стоимость украинских горячекатаных рулонов в Европе более менее стабильна, составляя около 620-630 долларов за тонну CFR/DAF, однако на Ближнем Востоке поставщикам пришлось пойти на уступки. Из-за низкого спроса ноябрьские котировки на украинский горячий прокат были понижены до 560-590 долларов за тонну FOB, а на толстолистовую сталь — до 590-610 долларов за тонну FOB. Однако спрос пока так и не восстановился.
В Восточной Азии цены на плоский прокат также идут под уклон. Еще недавно экспортеры из Китая, Кореи и Тайваня предлагали горячекатаные рулоны по 610-640 долларов за тонну FOB, однако потребители к концу октября сбили цены до 600-620 долларов за тонну CFR и ожидают в первой половине ноября продолжения спада. По мнению аналитиков, оживление на мировом рынке плоского проката произойдет только в начале будущего года, когда дистрибуторы и конечные потребители израсходуют свои запасы.
Поживем — увидим
На международном спотовом рынке железной руды в кои-то веке относительное спокойствие. Цены при поставках в Китай были практически постоянными в течение всего октября, хотя к концу месяца незначительно понизились. Стоимость индийского 63,5%-ного концентрата составляет около 156-158 долларов за тонну CIF.
По словам аналитиков, рынок относительно сбалансирован. С одной стороны, слабость внутреннего рынка стали ограничивает китайский импорт руды, с другой, запасы сырья в китайских портах относительно невелики, а объем предложения не слишком высок. Производство ЖРС в Китае в сентябре сократилось на 6% по сравнению с предыдущим месяцем (до 93,6 млн. тонн), так как недавняя кампания по снижению энергоемкости ВВП привела к закрытию ряда небольших рудников в провинции Хэбэй. По прогнозу китайской металлургической ассоциации CISA, в четвертом квартале импорт железной руды несколько возрастет по сравнению с третьим, однако годовой объем закупок будет меньше прошлогодних 628 млн. тонн.
Как сообщает CISA, представители ассоциации, объединяющей свыше 70 крупнейших металлургических предприятий страны, начинают переговоры о поставках железной руды из-за рубежа в первом квартале 2011 года. По мнению руководства CISA, нынешняя система ежеквартального определения цен не оптимальна, поскольку приводит к частым колебаниям цен на сырье, которые к тому же не всегда согласуются с изменениями цен на стальную продукцию. Однако в CISA признают, что в нынешней ситуации альтернативы квартальным котировкам нет.
В то же время CISA предлагает несколько изменить механизм ценообразования. В настоящее время мировые цены на железную руду определяются исходя из значений спотовых индексов, которые, в свою очередь, отражают цену CIF Китай. По словам представителей ассоциации, составители индексов собирают информацию по телефону, обзванивая трейдеров, из-за чего данные не всегда соответствуют уровню реально заключенных контрактов. Поэтому CISA не исключает, что сама будет собирать данные о ценах на руду, чтобы составлять собственный, более точный индекс. Кроме того, специалистов ассоциации не слишком устраивает то, что в расчет при определении мировых цен принимается только импорт железной руды в Китай, на который приходится менее 50% глобальной торговли данным сырьем. — Укррудпром (Украина).
Редакция благодарит www.advis.ru
за предоставленные материалы