Не снижая темпов
Мировая металлургическая отрасль сохраняет высокую загрузку мощностей.
По данным World Steel Association (WSA), в июне 2011 года в мире (точнее, в 64 странах, которые подают свои данные в эту организацию) было выплавлено немногим более 127,7 млн. т стали. Это примерно на 2 млн. т стали меньше, чем в предыдущем месяце, однако, с учетом меньшего количества рабочих дней в июне, уровень загрузки производственных мощностей в глобальной отрасли возрос до 82,8%. Это всего на 0,2 п.п. меньше, чем в рекордном с начала кризиса трехлетней давности феврале текущего года.
Всего в первом полугодии мировое производство стали достигло 758,6 млн. т, прибавив 7,6% к показателям аналогичного периода годичной давности. Этот объем практически поровну разделился между первым и вторым кварталами — соответственно, 374,9 млн. и 383,7 млн. т. Учитывая, что в первые три месяца года рабочих дней несколько меньше, можно считать, что отрасль работает в абсолютно стабильном режиме, на первый взгляд, практически не замечая подъемов и спадов на мировом рынке.
Тем не менее, контрасты в мировой металлургии весьма велики. Достигнутый в первом полугодии текущего года впечатляющий рост по сравнению с январем—июнем 2010 года произошел, главным образом, благодаря четырем странам — Китаю, Индии, Корее и Турции. Из почти 51 млн. т прироста на их долю пришлось более 40 млн. т! Если взять страны «остального мира» за пределами этой четверки, увеличение объемов выплавки стали по отношению к первому полугодию прошлого года составит всего 3,2%, что, собственно, и отражает текущее положение дел.
Еще больший контраст получится, если в качестве базы для сравнения взять первые шесть месяцев докризисного 2008 года. За три годы страны «четверки» смогли нарастить выплавку более чем на 63,5 млн. т (9,1%), тогда как остальной мир все еще не дотягивает до показателей первого полугодия 2008 года 44,3 млн. т, что соответствует спаду на 12,1%. Вообще, количество стран (из более-менее крупных производителей), которые смогли превысить свои докризисные показатели, до сих пор можно, как говорится, пересчитать по пальцам. Помимо «четверки», это государства Персидского залива (Иран, Саудовская Аравия, Катар), Бразилия и Казахстан. Россия же, например, отстает от своего графика трехлетней давности на 8,6%, а Украина — на целых 19,8%.
Впрочем, подобное разделение мирового рынка стали на стремительно уходящих вперед лидеров и все еще преодолевающих последствия кризиса аутсайдеров вполне объективно. Так, Китай несмотря на некоторые потери, понесенные вследствие потери части рынков в западных странах сумел компенсировать ущерб за счет опережающего развития национальной экономики. В первом полугодии темпы роста ВВП страны достигли 9,6% несмотря на стремление правительства несколько «охладить» экономику, чтобы не допустить усиления инфляции и спекулятивного подъема цен на рынке недвижимости. При этом, усиленно развивая отрасли, работающие на внутренний рынок, Китай в июне 2011 года добился рекордного в своей истории положительного сальдо внешнеторгового баланса ‒ $22,2 млрд.
Китайская металлургическая промышленность вопреки опасениям о перебоях с поставками электроэнергии в первом полугодии выдала 352,8 млн. т стали — на 9,2% больше, чем за тот же период прошлого года. А показатели первых шести месяцев 2008-го оказались превышенными более чем на треть. Очевидно, что в текущем году китайские металлурги произведут более 700 млн. т стали — скорее всего, этот показатель окажется в интервале 710–720 млн. т.
Помимо Китая, высокие темпы роста демонстрируют сталелитейные компании и других восточноазиатских стран, за исключением Японии, которая, впрочем, уменьшила выплавку стали за полугодие всего на 0,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это привело к перепроизводству, понижению цен на стальную продукцию в регионе во втором квартале и резкому сокращению прибылей азиатских компаний. По мнению экспертов, во втором полугодии финансовое положение азиатских металлургов должно улучшиться вследствие активизации спроса на стальную продукцию в регионе, однако последствие переполнения дальневосточного рынка вследствие избыточных поставок продукции (главным образом, плоского проката) из Японии и Кореи, очевидно, будет ощущаться еще несколько месяцев.
В регионе Европа — Ближний Восток на фоне соседей явно выделяются в лучшую сторону Турция и Россия, которые должны показать в текущем году вполне пристойные темпы экономического роста. Подъем металлургической отрасли в Турции как раз и опирается на растущие потребности внутреннего рынка. Правда, при этом, страна, которая традиционно была крупным импортером плоского проката, превращается в его экспортера. Ввод в строй сразу нескольких новых предприятий и производственных линий за последний год привел к появлению на местном рынке очевидного избытка предложения, который в ближайшие месяцы может привести к падению внутренних цен на листовую сталь. Точно в таком же положении, кстати, оказалась в начале текущего года Южная Корея.
Безусловно, быстрое расширение объемов производства стальной продукции в таких странах как Турция, Индия, Иран наносит серьезный ущерб российским и, особенно, украинским металлургам, которые получают значительную долю доходов за счет экспорта. Полностью компенсировать потери на традиционных рынках за счет увеличения поставок в страны ЕС, Южной Америки, Африки не представляется возможным. Как показывает опыт последних нескольких лет, основным источником роста в мировой металлургической отрасли становится не экспорт, а внутреннее потребление — по крайней мере, в отношении готового проката.
Производство необработанной стали в мире, млн. т
Редакция благодарит www.Rusmet.ru
и Виктора Тарнавского
за предоставленные материалы