Проблема-2014. Часть третья. Ближний Восток — Страница news — MetalTrade

Рекламно-информационное издание

Назад к новостям

Проблема-2014. Часть третья. Ближний Восток

Новости металлургии

Регион Ближнего Востока и Северной Африки (MENA) исторически был одним из важнейших рынков сбыта для украинских и российских экспортеров. Так, по данным International Steel Statistics Bureau (ISSB) и www.metalika.ua, в 2009 году на ближневосточных покупателей (включая Северную Африку и Турцию) приходилось почти 43% поставок украинской стали. Однако в ряде стран этого региона в последние годы быстрыми темпами увеличивается собственное производство стали. Если в 2000 году этот показатель, по данным ISSB, составил (с учетом Турции) 29,8 млн. т, то в текущем году он может достигнуть 56-57 млн. т (из них более 28 млн. т — в Турции). Более того, в ближневосточной металлургической отрасли анонсировано большое число новых проектов, срок завершения которых приходится на 2011-2013 годы. В связи с этим украинские и российские производители опасаются, что вследствие создания импортозамещающих мощностей государства региона сократят закупки их продукции. Причем, в отношении Турции эти угрозы уже начали осуществляться.

Турция

Преодолев в начале 2000-х годов значительные экономические трудности, вызванные широкомасштабным финансовым кризисом, Турция в дальнейшем заслужила славу одного из наиболее быстро развивающихся государств мира. К настоящему времени страна практически полностью оправилась от последствий кризиса 2008-2009 годов. По прогнозам ряда экспертов, темпы роста национальной экономики в 2011-2015 годах будут составлять порядка 5-7% в год. При этом, наиболее быстро растут такие сектора как промышленность и строительство, что обеспечивает стабильное увеличение потребления стальной продукции.

Турецкая металлургическая отрасль в последнее десятилетие развивалась стремительными темпами. Если в 2000 году в стране было выплавлено около 14,3 млн. т стали, то в текущем году данный показатель, очевидно, превысит 28 млн. т. Правда, до последнего времени турецкая металлургия была несбалансированной, поскольку основная ставка делалась на сравнительно небольшие мини-заводы, использующие в качестве сырья металлолом. Порядка 80% стальной продукции, производимой в стране, приходилось на длинномерный прокат, более 60% которого экспортировалось. В то же время, Турция покрывала за счет импорта до двух третей своих потребностей в плоском прокате. В 2009 году, по данным ISSB, турецкий экспорт стали составил 17,2 млн. т (почти 68% от объема выплавленной в стране стали; из крупных производителей этот показатель выше только у Украины), а импорт — 10,1 млн. т.

В последние годы крупнейшие сталелитейные компании Турции приняли меры по исправлению этого дисбаланса. В 2010 году в строй вступил интегрированный комбинат компании Colakoglu мощностью до 3,5 млн. т в год. По планам руководства предприятия, он выйдет на полные обороты к концу 2011 года. Кроме того, начался постадийный ввод в строй завода MMK-Atakas, который совместно строится турецкой промышленной группой Atakas и Магнитогорским металлургическим комбинатом. В 2011 году ожидается завершение строительства этого предприятия с объемом выплавки стали до 2,3 млн. т в год.

По оценкам ряда турецких специалистов, к 2015 году производство стали в стране возрастет до около 35 млн. т, причем, большая часть прироста (6-6,5 млн. т) придется на плоский прокат. В течение этого года некоторые промышленники заявляли, что уже в 2012-2013 годах Турция превратится в нетто-экспортера листовой стали. В то же время, существенного расширения мощностей по выпуску длинномерной продукции не предполагается. Часть из них и без того в настоящее время простаивает.

Появление Colakoglu и увеличение производства плоского проката на предприятиях компании Erdemir уже привели к изменениям внешнеторгового баланса. Если в январе-июле текущего года поставки листовой стали в Турцию возросли почти на 60% по сравнению с аналогичным периодом годичной давности, то в сентябре-октябре наблюдается заметное сокращение закупок. Это, в частности, поставило в сложное положение Мариупольский меткомбинат им. Ильича, для которого турецкий рынок исторически был крупнейшим.

В середине текущего года управляющий директор Colakoglu Угур Далбелбер заявлял, что, по его оценкам, в среднесрочной перспективе Турция выйдет на полное самообеспечение горячекатаными рулонами. Однако эта оценка представляется все же слишком оптимистичной. В 2009 году Далбелбер оценивал потребление листовой стали в стране в 11 млн. т, из которых более 5 млн. т пришлось на импорт. В 2015 году, согласно экстраполяции его же данных, турецким компаниям потребуется уже 17-18 млн. т листовой стали, собственное производство которой с учетом ввода в строй новых мощностей будет соответствовать, в лучшем случае, 13-14 млн. т в год. При этом, большинство новых производителей, в частности, MMK-Atakas, ориентируются, прежде всего, на выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью — холоднокатаных рулонов, оцинкованной стали, листа с другими покрытиями. Все эти компании, включая, например, Erdemir и Colakoglu, намерены также увеличивать поставки на экспорт в страны Евросоюза и Ближнего Востока. Исходя из этого, объем импорта плоского проката в Турцию сохранится в ближайшие годы на достаточно высоком уровне, хотя в 2011 году вследствие выхода на плановую мощность комбинатов Colakoglu и MMK-Atakas закупки, очевидно, сократятся.

Наряду с плоским прокатом, Турция импортирует из Украины и России заготовки, будучи одним из крупнейших покупателей этой продукции. Спрос на полуфабрикаты в Турции в ближайшие годы, очевидно, будет зависеть от двух основных факторов: объемов производства и экспорта длинномерного проката в стране и обеспеченности местных мини-заводов металлоломом.

Судя по всему, турецкие производители конструкционной стали в связи с ухудшением экспортной конъюнктуры в ближневосточном регионе будут вынуждены снизить выпуск своей продукции или, по крайней мере, отказаться от его дальнейшего расширения. По-видимому, появившаяся в этом году тенденция уменьшения турецкого экспорта длинномерного проката и увеличения внешних поставок полуфабрикатов будет развиваться и дальше. Таким образом, возможностей для сбыта украинских и российских заготовок в Турции будет меньше. Однако поставщики полуфабрикатов из СНГ периодически смогут временно расширять поставки в Турцию, когда цены на металлолом будут достигать своих пиков. Очевидно, в ближайшие годы на мировом рынке лома будет наблюдаться дефицит, цены на это сырье будут, как правило, весьма высокими, что ставит в более выгодное положение украинских производителей заготовок, выплавляющих сталь из железной руды.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в 2011-2012 годах возможности экспорта как плоского проката, так и заготовок в Турцию, скорее всего, несколько ухудшатся по сравнению с докризисными показателями. Однако в дальнейшем увеличение потребления стальной продукции в Турции позволит снова нарастить поставки, хотя их объем, скорее всего, уже вряд ли когда-нибудь превзойдет уровень 2007-2008 годов. Одним словом, украинские и российские металлурги не будут выбиты с турецкого рынка, но их доля на нем сократится.

Иран

На протяжении последнего десятилетия Иран непрерывно стремится стать крупной металлургической державой. В частности, в соответствии с четвертым пятилетним планом экономического развития (2005-2010 гг.) объем производства стали в стране должен был достигнуть 28 млн. т в год, а в пятый план (2011-2015 гг.) заложено достижение показателя в 42 млн. т в год. Однако реальные результаты более скромные. В последнем иранском году (завершился 21 марта 2010 года) в стране было выплавлено 10,66 млн. т стали, а в 2010 календарном году объем выпуска может достигнуть 12 млн. т. Для сравнения, в 2000 году иранские металлурги выплавили 6,6 млн. т стали.

В последнее десятилетие сталелитейная промышленность в Иране развивалась несколько медленнее, чем в других странах ближневосточного региона. При этом, потребление стали в стране, где правительство стремится усиленно развивать сектора экономики, не связанные с добычей нефти и газа, росло быстрее, чем ее производство, что и превратило Иран в одного из крупнейших импортеров стали в мире. По данным ISSB, в 2009 году объем закупок составил 8,9 млн. т, из которых около 3,5 млн. т пришлось на Россию.

В настоящее время в стране завершается процесс строительства металлургического комплекса Hormuzgan Steel на 1,5 млн. т стали в год. Ввод данного предприятия в строй неоднократно переносился, сейчас в качестве окончательного срока называют декабрь текущего года.

В 2010 году в металлургическом комплексе Ирана было также объявлено о ряде новых проектов. Наиболее крупный из них, анонсированный компанией NISCO (относится к крупнейшей промышленной группе IMIDRO), предполагает строительство в 2011-2013 годах 8 сталелитейных заводов совокупной мощностью 8 млн. т в год. Mobarakeh Steel, ведущий производитель плоского проката в Иране, на долю которого в прошлом году пришлась почти половина стали, выплавленная в стране, планирует к 2012 году увеличить объем выплавки стали до 10 млн. т по сравнению с 5 млн. т (включая подразделение Saba) в 2009-том. Наконец, несколько проектов за последний год были анонсированы рядом частных компаний. Крупнейший из них, компании Zarand Steel, предусматривает строительство интегрированного комбината мощностью 1,5 млн. т в год к середине 2013 года.

Как уже стало традиционным в отношении Ирана, достаточно трудно сказать, какие из анонсированных металлургических проектов будут действительно воплощены в жизнь и когда. Из-за действующего режима международных санкций иранским компаниям весьма сложно приобретать за рубежом современное оборудование. В последнее время в стране вводились в строй, в основном, небольшие прокатные заводы, использующие, в частности, импортные полуфабрикаты. Вообще выплавка стали на мини-заводах в Иране весьма затруднена из-за нехватки металлолома, с одной стороны, и высоких тарифов на электроэнергию, с другой. В итоге Иран, постепенно уменьшая закупки длинномерного проката за рубежом, нуждается в значительных объемах импортных заготовок.

Развитие иранской металлургии сдерживается также и относительно медленным вводом в строй мощностей по добыче железной руды. В этом году был введен в строй завод по производству окатышей на крупнейшем в стране железорудном ГОКе Gol-e-Gohar заявленной мощностью 5 млн. т в год. Руководство комбината, в 2009/2010 иранском году произведшего 7,1 млн. т железорудного сырья, планирует к весне 2011 года довести производственные мощности до 8,5 млн. т в год, а в перспективе — и до 15 млн. т в год, но конкретных сроков не называется.

Иранские специалисты осторожно предсказывают, что к 2013-2014 годам объем производства стали в стране может достигнуть 20 млн. т в год, но, пожалуй, эти цифры выглядят слишком оптимистичными. Скорее всего, Иран и далее будет нуждаться в больших объемах импортных заготовок и плоского проката, а Россия имеет все шансы сохранить свои ведущие позиции на иранском рынке (хотя бы благодаря выгодному географическому положению). Правда, существенного расширения экспорта на этом направлении все же ждать не приходится: санкции оказывают негативное воздействие на экономику Ирана, сдерживая, в частности, рост потребления стальной продукции в стране.

Продолжение следует…

Редакция благодарит www.Rusmet.ru
и Виктора Тарнавского
за предоставленные материалы

партнеры

фото партнёра
фото партнёра
фото партнёра
фото партнёра
фото партнёра
фото партнёра
фото партнёра
фото партнёра
фото партнёра
фото партнёра
фото партнёра
фото партнёра