Скаканет ли Сибирь выше Поднебесной?
На днях была опубликована «Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года» (далее — Стратегия), утвержденная распоряжением Правительства РФ от 5 июля 2010 г. Учитывая размеры СФО (свыше 5 млн. кв. км — больше половины всей территории КНР!) и отведенный на реализацию Стратегии срок, можно смело сравнивать данный документ с китайскими планами «Большого Скачка». Ну, разве что людские ресурсы различаются — количество жителей СФО сопоставимо с населением современного Пекина.
Нашим читателям, конечно же, интересны планы развития черной металлургии, ТЭК и транспортной инфраструктуры региона. Соответствующие проекты нашли свое отражение в тексте, что, с одной стороны, свидетельствует об их важности в глазах авторов Стратегии, с другой — о достаточно детальной проработке и даже о начавшейся реализации этих масштабных региональных и межрегиональных проектов.
Авторы документа указывают на конкурентные преимущества Сибири, которая, являясь ресурсной кладовой России и всего мира, располагает крупными запасами углеводородного сырья, угля, урана, черных, цветных и драгоценных металлов, древесины, водных и гидроэнергетических ресурсов. При этом запасы угля составляют 80% общероссийских запасов, молибдена — 82%.
Из 12-ти субъектов, входящих в состав Сибирского федерального округа, в Стратегии упоминается целый ряд проектов, имеющих отношение к черной металлургии, добыче железной руды, угля и сырья для легирующих добавок. Так, в Республике Бурятия, добыча полезных ископаемых будет развиваться в Еравнинском (железо, уголь), Баунтовском (молибден), Баунтовском эвенкийском (освоение Орекитканского молибденового месторождения) районах.
В Республике Тыва продолжатся освоение и разработка угольных месторождений, а перспективы связываются с освоением медно-молибденового месторождения Ак-Суг.
Процветание юго-востока Забайкальского края связано с реализацией комплексного проекта «Создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Читинской области». В качестве производственной основы в перспективе предполагается создание горно-обогатительных комбинатов на базе Бугдаинского, Быстринского, Култуминского, Лугоканского и Солонеченского полиметаллических месторождений, освоение Березовского месторождения. Перспективы развития севера Забайкальского края связаны с освоением уникальных минерально-сырьевых ресурсов территории, в т.ч. месторождений Чинейское, Катугинское, Апсатское, Читкандинское, созданием на их базе горно-обогатительных производств, обеспечивающих выпуск железа, титана, редких металлов и угля.
В Красноярском крае выделен проект «Комплексное развитие Нижнего Приангарья», перспективы которого связаны с добычей и переработкой полезных ископаемых, включая железные руды, титан, ниобий и уголь. Получит развитие Канско-Ачинский топливно-энергетический комплекс на ресурсной базе Канско-Ачинского буроугольного бассейна.
Основу развития севера Иркутской обл. составит добыча полезных ископаемых, включая железную руду и уголь. В связи с реализацией комплексного проекта «Комплексное развитие Нижнего Приангарья» на севере области получит поддержку ряд отраслей промышленности, в том числе выпуск стали и готовых металлических изделий, добыча полезных ископаемых, включая освоение железорудных месторождений.
В Кемеровской обл. будет сформирован энерготехнологический угольный комплекс «Cерафимовский», включая строительство угледобывающей шахты на территории участка «Серафимовский» Ушаковского каменноугольного месторождения, возведение обогатительной фабрики с комплексом углеподготовки для энерготехнологического комплекса, строительство энерготехнологического комплекса по глубокой переработке угля, а также создание необходимой инженерной и транспортной инфраструктуры.
Развитие Томской обл. связано с освоением Бакчарского железорудного месторождения. Его разработка предполагает создание современного металлургического комплекса, работающего полностью на местном сырье и производящего 7-10 млн. т готовой продукции (металлоизделий) широкого номенклатурного спектра, который станет основой формирования нового сектора экономики области.
Значительное место в Стратегии отведено развитию сибирской транспортной, энергетической и телекоммуникационной инфраструктуры. При этом в рамках развития опорной железнодорожной сети особое внимание будет уделено развитию БАМа, расширению ее пропускной способности, что позволит разгрузить Транссиб.
В историческом плане китайский «Большой Скачок» интересен читателям «Вестника ЧМ ДВ» одним из своих ключевых направлений — политикой «малой металлургии», которая неоднозначно оценивалась даже в рядах самого китайского руководства. Однако полученный опыт, несомненно, оказался полезен для металлургии Поднебесной, что подтверждается ее сегодняшним уровнем. Хочется верить, что и Сибирь, используя опыт Великого Соседа и соседних российских регионов, сумеет избежать серьезных ошибок при реализации Стратегии. При этом очень многое будет зависеть от качества разработки плана мероприятий по реализации Стратегии, который в 6-месячный срок должен быть представлен в Правительство Российской Федерации.
Редакция благодарит www.sogra.ru
и Алексея Лубина
за предоставленные материалы