Сломанный рынок
Цены на металлолом на мировом рынке непрерывно снижаются уже два с половиной месяца. Низкий спрос на этот материал на всех основных рынках на фоне сезонного увеличения сборов превратил наблюдавшийся зимой и в начале весны дефицит в ярко выраженный избыток предложения. Причем, проблема заключается даже не в том, что металлолома предлагается слишком много, а в недостаточном объеме потребления. Производство длинномерного проката в последние несколько недель сократилось в Европе, на Ближнем Востоке и даже в Китае, отказались от намеченного ранее расширения выпуска японские и американские металлурги.
В конце 2008 года в похожей ситуации рынок отреагировал резким сокращением сборов, однако подъем в конце прошлого — начале текущего года, в ходе которого лом подорожал более чем на 70%, привел к активизации поставщиков. В результате сборы остаются высокими несмотря на падение цен.
Наиболее агрессивно в последнее время ведут себя европейские трейдеры. Внутренний рынок ЕС, буквально, рухнул: спрос на металлолом в Италии и Испании — крупнейших импортерах этого сырья в регионе — в третьем квартале текущего года, по некоторым оценкам, может оказаться на 30-50% меньше, чем за тот же период предыдущего года. При этом, цены на импортный лом HMS № 1&2 в Италии упали в первой половине июня до 270-280 евро (около $305-320) за т CFR. Не удивительно, что европейские компании готовы продавать данный материал в Турцию по $315-320 за т CFR и в Индию (пожалуй, наиболее активный на сегодняшний день рынок) по $320-330 за т CFR.
Американские трейдеры находятся в менее благоприятном положении. Они предлагают HMS № 1&2 (80:20) в Турцию не дешевле $330 за т CFR, а при поставках в Китай котировки на их материал опустились до $350-360 за т CFR, однако турецкие покупатели предпочитают более дешевый лом из Европы, Ближнего Востока или СНГ, а китайские компании по-прежнему практически игнорируют внешний рынок. Кроме того, свои цены понизили и японские экспортеры, предлагающие лом Н2 по $325-340 за т FOB.
В самой Америке лом в июне снова подешевел, хотя и не намного — на $5-25 за т. Стоимость HMS № 1 при доставке на заводы восточного побережья и Среднего Запада составляет около $300-315 за т (метрическую). Как отмечают американские трейдеры, спрос со стороны местных производителей невысокий, заводы пока не считают проблемой сокращение запасов сырья, которые в последний раз всерьез пополнялись в апреле. При этом, у поставщиков нет возможности компенсировать неблагоприятные условия бизнеса на внутреннем рынке за счет экспорта.
На мировом рынке лома преобладают негативные ожидания. Большинство экспертов предсказывают скорое понижение цен на HMS № 1&2 в Турции до менее $300 за т CFR. Собственно, по данным некоторых источников, турецкие компании уже делают заказы на лом А3 из СНГ из расчета $290-300 за т CFR. Неблагоприятные прогнозы базируются, прежде всего, на слабости мирового рынка длинномерного проката, который, судя по всему, вряд ли воспрянет, по меньшей мере, до конца лета.
Правда, значительное падение цен на лом в ближайшие месяцы также выглядит не слишком вероятным. На протяжении апреля, мая, первой половины июня потребители, в основном, проводили политику сокращения запасов сырья. Даже с учетом сократившихся объемов производства металлурги, судя по всему, не смогут обходиться совсем без закупок лома в течение всего лета. Кроме того, еще остается в запасе вариант с возможным оживлением ближневосточного рынка арматуры в июле, перед Рамаданом, хотя его вероятность, признаться, выглядит сегодня не слишком высокой.
Очевидно, металлолом в Турции таки подешевеет до менее $300 за т CFR, но до прошлогодних минимумов, наверное, все же не опустится.
Цены на металлолом HMS№ 1 на мировом рынке, $/т CFR
Редакция благодарит www.Rusmet.ru
и Виктора Тарнавского
за предоставленные материалы