Согласованы условия режима промсборки автомобилей в России
Минэкономики РФ полностью согласовало с Минпромторгом правила нового режима промсборки, позволяющего автоконцернам, выпускающим автомобили в России, ввозить их компоненты на льготных таможенных условиях. Приказ о его введении будет подписан в течение недели. К новому режиму уже проявляют интерес альянсы АвтоВАЗ с Renault-Nissan, а также "Соллерс" и Fiat. Говорили об этом и в Volkswagen, который рассчитывает на партнерство с группой ГАЗ. На АвтоВАЗе и в "Соллерсе" вчера "Ъ" подтвердили интерес к новому режиму, телефон представителя ГАЗа не отвечал. Действующие соглашения о промсборке истекают в 2014-2015 годах и продлеваться на прежних условиях не будут. Новые соглашения должны заключаться на восемь лет.
Из проекта приказа исчезло одно из ключевых требований — о минимальном пороге инвестиций в $750 млн по новым и в $500 млн по запущенным проектам (на этом настаивал Минпромторг). Но ужесточены требования к «отверточной» сборке машин. Как поясняют источники «Ъ», инвестор сможет вести ее только два года и в объеме, не превышающем 5% от производства (Минпромторг предлагал восемь лет и 7%). Серьезно ужесточены и требования по локализации. Сейчас, по данным автоконцернов, Ford Focus локализован на 30%, Mondeo — на 10%, Volkswagen Polo седан — на 39%, Volkswagen Tiguan — на 22%, Skoda Fabia и Octavia — на 9% и 9,28% соответственно, Fiat Albea — на 20%, Renault Logan — на 53%. Но методика расчета этих показателей может не совпадать с той, которую хотят применить Минпромторг и Минэкономики.
Целевой показатель в новом режиме остался на уровне 60% (к шестому году промсборки показатель в 30% должен быть достигнут за четыре года), но формула расчета Минпромторга скорректирована. Министерство предлагало считать ее как разницу между единицей и отношением стоимости ввезенных компонентов к цене проданных заводом автомобилей, умноженной на сто. Теперь из цены проданных машин исключены все коммерческие расходы, а также стоимость импортных компонентов. Это не позволит автозаводам завышать отпускную цену машин, раздувая локализацию, говорят источники «Ъ». Предложение Минпромторга о минимальном объеме производства (300-350 тыс. машин), а также требование комплектовать до 30% автомобилей двигателями или коробками передач, произведенными в России, Минэкономики согласовало. Также одобрено предложение строить мощности по штамповке.
Но главное в том, что министерства ужесточают контроль над выполнением соглашения. Теперь инвесторы будут обязаны отчитываться перед Минэкономики и Минпромторгом о его выполнении ежегодно, не позднее 1 мая (сейчас — всего три раза за семь лет работы). Каждый год автозаводы будут предоставлять министерствам план графика выхода на новые мощности и отчет о соответствии ему, отчеты об объемах производства, таможенной стоимости всех компонентов (как импортных, так и произведенных в России), о перечне поставщиков и уровне достигнутой локализации, рассчитанной по приведенной выше формуле.
Редакция благодарит газету «Коммерсантъ»
за предоставленные материалы