Способен ли конфликт испортить праздник цен на рынке ЖРС?
Общеизвестный факт, что на время Олимпийских игр в древней Греции прерывались все войны. Несмотря на усилия общественных организаций, в современном мире эта традиция не соблюдается даже во время больших Олимпиад, не говоря уж о региональных Азиатских играх, завершившихся на этой неделе. Напряженность на Корейском полуострове растет, рискуя после крупного инцидента с обстрелом острова Ёнпхендо перейти в горячую фазу. Спортсменам ничего не остается делать, кроме как игнорировать признаки возможной войны, однако так ли спокойны инвесторы, вкладывающие капиталы в рынок ЖРС?
Завершение текущего года обещало быть оптимистичным для поставщиков железной руды. Однако угроза военного конфликта на Корейском полуострове могла бы потенциально насторожить участников рынка и привести к некоторому охлаждению. Тем не менее, спустя несколько дней после инцидента можно смело констатировать, что цены на ЖРС не только не падают, но даже растут. И тому есть объективные причины.
Объемы экспорта индийской железной руды сокращаются. Индия является одним из основных производителей и экспортеров руды (содержание железа более 56%) в мире с запасами сырья около 25 млн. т. При этом экспорт сырья в Китай составляет 20% от общего объема. Недавно Дели запретил вывозить железную руду с месторождения в штате Карнатака, которое дает 25% от общего объема добычи сырья. В результате объем экспорта значительно уменьшился.
До этого запрета удельный вес железной руды индийского производства в общем объеме запасов КНР составлял 25%. В течение последних 2-3-х месяцев он снизился до уровня 18%. В течение 10 лет объем экспорта сырья из страны будет неуклонно сокращаться и к 2020 г., согласно правительственным планам, составит 75 млн. т.
То есть, в мире формируется серьезный источник дефицита ЖРС, основанный на потребностях второй по объему и самой динамичной экономики мира — китайской.
На этом фоне предложения на импортные поставки со стороны китайских потребителей остаются высокими, на фоне того, как стальной рынок в КНР усилился, и поставки руды из Индии остались в дефиците. Предложения на индийское сырье в среду были на уровне $170-172 за тонну, включая фрахт, что было неизменным, по сравнению с началом недели. Согласно данным The Steel Index, спотовые цены на железную руду с содержанием Fe 62% выросли до $164,9 за тонну во вторник, что было самым высоким уровнем цен за последние шесть месяцев. По оценке одного из трейдеров, спотовые цены выросли на текущей неделе, поскольку продолжается нехватка индийского сырья, что и увеличивает цены.
Дефицит усугубляют и растущие потребности других крупных импортеров ЖРС. Так, в частности, Тайвань в августе 2010 года по сравнению с августом 2009 г., по данным Yieh.Corp, увеличил импорт руды на 21%, до 1,752 млн. т. По итогам января-августа текущего года по сравнению с аналогичным периодом минувшего года поставки железной руды на остров поднялись на 71,3% до 12,094 млн. т. А в октябре 2010 года по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. Тайвань увеличил финансовый объем экспорт железа и стали на 23,3% до 1,45 млрд. долл. При этом в январе-октябре 2010 г. по сравнению с АППГ экспорт железа и стали вырос на 34,6% до 13,5 млрд. долл.
В свою очередь, импорт железа и стали на остров в октябре составил более 1 млрд. долл., что на 33,1% больше по сравнению с октябрем прошлого года. За 10 месяцев с начала года импорт железа и стали вырос на 75,9%, до 10,25 млрд. долл.
Соответственно, складывающаяся ситуация с ценами способствует сохранению и укреплению квартальной схемы, что повышает уверенность сырьевиков в будущих прибылях. Так, BHP Billiton продала 90 тыс. т железной руды Newman по цене $171,5 за т, что на 50% выше уровня прошлого года. Это самый высокий уровень цен в текущем году. Наблюдатели рынка отмечают, что цены на железную руду продолжают расти, и, как результат, три основных производителя этого сырья говорят о хороших перспективах на будущее. В этих условиях компания BHP Billiton недавно объявила о новых инвестициях в размере $570 млн. в свои железорудные проекты в Австралии. Компания планирует увеличить производство руды в 2,4 раза к 2013 г. Другая сырьевая компания — Rio Tinto приняла решение выделить инвестиции в размере $3,1 млрд. для расширения портовых мощностей и железной дороги. Инвестиции в район Pilbara этой компании с июля 2010 г. увеличились до $6 млрд. Компания отмечает, что китайский спрос на сырье является прямым основанием для увеличения инвестиций в железорудные проекты. «Большая тройка» уже заявляла, что квартальная система цен, принятая в 2010 г., хорошо себя зарекомендовала и оказалась работоспособной. Как прогнозируют аналитики, рост цен на железную руду и растущая прибыль сырьевых компаний делают невозможным возвращение годовой системы контрактов для железной руды.
Таким образом, мало кто сомневается, что основной драйвер роста цен на ЖРС — китайская экономика — никак не пострадает, несмотря на конфликты в АТР. Более того, Пекин может даже выиграть от нестабильности у своих границ, взяв на себя роль миротворца, и, в конечном итоге, окончательно захватив региональное лидерство. Решение корейского вопроса — даже «горячее» — в перспективе будет способствовать объединению Китая. И тогда эта страна имеет все шансы «досрочно» стать ведущей экономикой мира.
Здравомыслие инвесторов отражает и сравнительный анализ архивных и прогнозных динамик цен на ЖРС в регионах Китая в 2009-2013 (рис.1).
Так, что пока в нынешней Азиаде в любом случае выигрывают цены на ЖРС и побеждает Китай!
Рис. 1. Сравнительный анализ архивных и прогнозных динамик цен на ЖРС в регионах Китая в 2009-2013 гг., $/т. Составлено SOGRA по данным «Китайской горнодобывающей сети», www.quote.ru и компаний.
Редакция благодарит www.sogra.ru
и Сергея Иванова
за предоставленные материалы