Строительный рынок-2011: год дерегуляции? — MetalTrade

Рекламно-информационное издание

Назад к новостям

Строительный рынок-2011: год дерегуляции?

Новости металлургии

2010 г. строители заканчивают с новой надеждой — парламент принял в первом чтении законопроект, уменьшающий степень регуляции рынка государством. Впрочем, пока к документу имеется немало претензий со стороны девелоперов и юристов. Так что его разработчикам под звон бокалов и поедание оливье придется заняться детальным расписыванием того, как они будут бороться с коррупцией, упрощать разрешительные процедуры и снижать себестоимость строительства.

Не всем по душе

Украинская строительная ассоциация (УСА) активно лоббирует законопроект о регулировании градостроительной деятельности, принятие которого, по словам председателя совета директоров организации Льва Парцхаладзе, поможет на 90% искоренить коррупцию в отрасли и на 10-20% снизить себестоимость строительства. Основные цели законопроекта, заявленные его разработчиками — упрощение и ускорение процедур получения разрешения на строительство и введения объекта в эксплуатацию.

В частности, как объяснял экс-замминистра регионального развития и строительства Игорь Соколов, количество процедур, через которые должен будет проходить инвестор, сократится с 90 до 25, а сроки, необходимые для получения разрешения на строительство, уменьшатся с 415-450 дней до 60 дней. Но ряд девелоперов, не входящих в УСА, считают предложенные законопроектом упрощения и сокращения исключительно декларацией. Они говорят, что отобразить намерения в законе — мало, нужен детальный и понятный механизм их реализации, а его разработчики пока не предложили.

Действительно, в проекте нет даже главного термина, которым часто оперировали на словах представители профильного министерства и УСА — «принципа молчаливого согласия». По сути, речь идет о том, что к строительству можно будет приступать сразу после того, как девелопер направит заявку на получение разрешения на создание объекта (например, по почте). Звучит слишком красиво и просто, чтобы быть реализованным, причем без негативных последствий для рынка.

Адвокат ЮФ «Василь Кисиль и партнеры» Наталья Доценко-Белоус подчеркивает, что в документе не только не упомянуто понятие «принцип молчаливого согласия», но ни одним положением не раскрывается его содержание. «Те отрывочные упоминания и ссылки на данный принцип, которые содержатся в законопроекте, не дают возможность понять, каким образом он должен реализовываться. С целью эффективного применения принципа «молчаливого согласия» он должен использоваться только в исключительных случаях и только там, где нет других путей для предотвращение коррупционных намерений органов власти и преднамеренного затягивания разрешительного процесса последними. Во всех иных случаях применение данного принципа является неоправданным, незаконным и таким, которое может привести к негативным последствиям. В т. ч. опасных для жизни и здоровья граждан», — считает Н. Доценко-Белоус. При этом она напоминает, что лишь в феврале 2010 г. аналогичный принцип в сфере хозяйственной деятельности был отменен, потеряв свое прикладное значение.

Излишняя самостоятельность

На словах представители МинрегионстройЖКХ объясняли, что разработанный ими совместно с УСА законопроект уберет ряд бюрократических препон, стоящих перед строителями, и те сами смогут решать многие вопросы. В частности, документом будет закреплено понятие «план зонирования территорий» (термина «зонирование территорий» в проекте пока нет), о котором давно говорят не только застройщики, но и архитекторы. Это означает, что инвесторам под застройку будут отдаваться участки, имеющие определенные ограничения по их использованию (например, назначение, высотность, ширина здания), и затем они смогут строить на земле все, что угодно, в рамках этих ограничений, не получая лишних разрешений.

Подобный принцип, как утверждают эксперты, давно и успешно используется за рубежом, но в украинских условиях он может применяться искаженно. Например, законопроект предоставляет инвесторам право на разработку детального плана территорий с зонированием на основании договоров с органами местной власти. Но при этом, по словам Н. Доценко-Белоус, не предусмотрен конкурсный отбор инвесторов или разработчиков градостроительной документации. Поэтому, как объясняет юрист, ссылаясь на сложившуюся практику, каждый инвестор будет стараться отобразить в градостроительной документации оптимальные для себя варианты застройки и одновременно создать пространственно-плановые препятствия для размещения объектов конкурентов.

Правда, настолько активная дерегуляция рынка, как предложена в документе, может быть чревата ухудшением качества строительных процессов. Стоит напомнить, что среди прочих документов, которые разрабатывает УСА, числится и закон о саморегулирующих организациях, т.е. частично перебрать на себя функции главного госоргана в строительной сфере предлагается таким объединениям компаний как УСА, Украинская строительная палата, Всеукраинский союз производителей строительных материалов и изделий. Но, как напоминают практики рынка, в той же Европе, на которую так ориентируются лоббисты, отсутствует практика подобного самоустранения государства от участия в строительной сфере.

Мечты УСА о снижении коррупции и себестоимости строительства тоже пока выглядят малореальными для воплощения в жизнь. Даже если предположить, что давно анонсированный профильным министерством принцип «единого окна» заработает, реальность, скорее всего, окажется такой, что строителям придется давать не сотни мелких взяток, а несколько крупных, что в сумме будет примерно одинаково.

Время на размышление

Законопроект уже начал свой путь в парламенте — 17 декабря Верховная Рада приняла его за основу, и в УСА надеялись, что он будет принят в целом до конца текущего года. Но депутаты ушли на новогодние каникулы, и пленарные заседания возобновятся лишь 11 января 2011 г.

Л. Парцхаладзе признался, что в ассоциацию продолжают поступать предложения и рекомендации по улучшению документа. «УБА планирует в ближайшее время на рабочих группах в профильном комитете ВР дорабатывать законопроект с учетом предложений представителей рынка и парламентариев», — сказал он. Так что парламентские каникулы УСА и МинрегионстройЖКХ стоит провести с пользой и усовершенствовать документ, учтя высказанные замечания.

Редакция благодарит www.ugmk.info
и Наталью Тарасову
за предоставленные материалы

партнеры

фото партнёра
фото партнёра
фото партнёра
фото партнёра
фото партнёра
фото партнёра
фото партнёра
фото партнёра
фото партнёра
фото партнёра
фото партнёра
фото партнёра
фото партнёра
фото партнёра