Строительный рынок-2011: год дерегуляции? — Страница news — MetalTrade

Рекламно-информационное издание

Назад к новостям

Строительный рынок-2011: год дерегуляции?

Новости металлургии

2010 г. строители заканчивают с новой надеждой — парламент принял в первом чтении законопроект, уменьшающий степень регуляции рынка государством. Впрочем, пока к документу имеется немало претензий со стороны девелоперов и юристов. Так что его разработчикам под звон бокалов и поедание оливье придется заняться детальным расписыванием того, как они будут бороться с коррупцией, упрощать разрешительные процедуры и снижать себестоимость строительства.

Не всем по душе

Украинская строительная ассоциация (УСА) активно лоббирует законопроект о регулировании градостроительной деятельности, принятие которого, по словам председателя совета директоров организации Льва Парцхаладзе, поможет на 90% искоренить коррупцию в отрасли и на 10-20% снизить себестоимость строительства. Основные цели законопроекта, заявленные его разработчиками — упрощение и ускорение процедур получения разрешения на строительство и введения объекта в эксплуатацию.

В частности, как объяснял экс-замминистра регионального развития и строительства Игорь Соколов, количество процедур, через которые должен будет проходить инвестор, сократится с 90 до 25, а сроки, необходимые для получения разрешения на строительство, уменьшатся с 415-450 дней до 60 дней. Но ряд девелоперов, не входящих в УСА, считают предложенные законопроектом упрощения и сокращения исключительно декларацией. Они говорят, что отобразить намерения в законе — мало, нужен детальный и понятный механизм их реализации, а его разработчики пока не предложили.

Действительно, в проекте нет даже главного термина, которым часто оперировали на словах представители профильного министерства и УСА — «принципа молчаливого согласия». По сути, речь идет о том, что к строительству можно будет приступать сразу после того, как девелопер направит заявку на получение разрешения на создание объекта (например, по почте). Звучит слишком красиво и просто, чтобы быть реализованным, причем без негативных последствий для рынка.

Адвокат ЮФ «Василь Кисиль и партнеры» Наталья Доценко-Белоус подчеркивает, что в документе не только не упомянуто понятие «принцип молчаливого согласия», но ни одним положением не раскрывается его содержание. «Те отрывочные упоминания и ссылки на данный принцип, которые содержатся в законопроекте, не дают возможность понять, каким образом он должен реализовываться. С целью эффективного применения принципа «молчаливого согласия» он должен использоваться только в исключительных случаях и только там, где нет других путей для предотвращение коррупционных намерений органов власти и преднамеренного затягивания разрешительного процесса последними. Во всех иных случаях применение данного принципа является неоправданным, незаконным и таким, которое может привести к негативным последствиям. В т. ч. опасных для жизни и здоровья граждан», — считает Н. Доценко-Белоус. При этом она напоминает, что лишь в феврале 2010 г. аналогичный принцип в сфере хозяйственной деятельности был отменен, потеряв свое прикладное значение.

Излишняя самостоятельность

На словах представители МинрегионстройЖКХ объясняли, что разработанный ими совместно с УСА законопроект уберет ряд бюрократических препон, стоящих перед строителями, и те сами смогут решать многие вопросы. В частности, документом будет закреплено понятие «план зонирования территорий» (термина «зонирование территорий» в проекте пока нет), о котором давно говорят не только застройщики, но и архитекторы. Это означает, что инвесторам под застройку будут отдаваться участки, имеющие определенные ограничения по их использованию (например, назначение, высотность, ширина здания), и затем они смогут строить на земле все, что угодно, в рамках этих ограничений, не получая лишних разрешений.

Подобный принцип, как утверждают эксперты, давно и успешно используется за рубежом, но в украинских условиях он может применяться искаженно. Например, законопроект предоставляет инвесторам право на разработку детального плана территорий с зонированием на основании договоров с органами местной власти. Но при этом, по словам Н. Доценко-Белоус, не предусмотрен конкурсный отбор инвесторов или разработчиков градостроительной документации. Поэтому, как объясняет юрист, ссылаясь на сложившуюся практику, каждый инвестор будет стараться отобразить в градостроительной документации оптимальные для себя варианты застройки и одновременно создать пространственно-плановые препятствия для размещения объектов конкурентов.

Правда, настолько активная дерегуляция рынка, как предложена в документе, может быть чревата ухудшением качества строительных процессов. Стоит напомнить, что среди прочих документов, которые разрабатывает УСА, числится и закон о саморегулирующих организациях, т.е. частично перебрать на себя функции главного госоргана в строительной сфере предлагается таким объединениям компаний как УСА, Украинская строительная палата, Всеукраинский союз производителей строительных материалов и изделий. Но, как напоминают практики рынка, в той же Европе, на которую так ориентируются лоббисты, отсутствует практика подобного самоустранения государства от участия в строительной сфере.

Мечты УСА о снижении коррупции и себестоимости строительства тоже пока выглядят малореальными для воплощения в жизнь. Даже если предположить, что давно анонсированный профильным министерством принцип «единого окна» заработает, реальность, скорее всего, окажется такой, что строителям придется давать не сотни мелких взяток, а несколько крупных, что в сумме будет примерно одинаково.

Время на размышление

Законопроект уже начал свой путь в парламенте — 17 декабря Верховная Рада приняла его за основу, и в УСА надеялись, что он будет принят в целом до конца текущего года. Но депутаты ушли на новогодние каникулы, и пленарные заседания возобновятся лишь 11 января 2011 г.

Л. Парцхаладзе признался, что в ассоциацию продолжают поступать предложения и рекомендации по улучшению документа. «УБА планирует в ближайшее время на рабочих группах в профильном комитете ВР дорабатывать законопроект с учетом предложений представителей рынка и парламентариев», — сказал он. Так что парламентские каникулы УСА и МинрегионстройЖКХ стоит провести с пользой и усовершенствовать документ, учтя высказанные замечания.

Редакция благодарит www.ugmk.info
и Наталью Тарасову
за предоставленные материалы

партнеры

фото партнёра
фото партнёра
фото партнёра
фото партнёра
фото партнёра
фото партнёра
фото партнёра