Цветные металлы в сентябре: жертвы макроэкономики
Нестабильность мировой экономики ослабила международный сырьевой рынок, и практически обвалила цены на основные цветные металлы. Последний квартал, скорее всего, не принесет ни улучшения «здоровья» мировой экономики, ни роста стоимости цветных металлов.
Оптимистические надежды на резкое увеличение спроса с приходом осени растаяли. Желающих купить металлы было мало, а вот продажи «рискового» сырья росли, в сентябре цена пяти из шести цветных металлов снизилась более чем на 15%. На фоне общемировой негативной ситуации все игроки остерегались закупать крупные партии товаров.
Низкая биржевая стоимость металлов, конечно, могла бы активизировать потенциальных покупателей, но китайских потребителей ограничили в получении кредитов и они выходили на рынок только в случае крайней необходимости. Замедление в августе роста в еврозоне до самого низкого за 2 года значения, распространение долговых проблем по всей Европе, постоянный поток негативных данных из США заметно «остудили» сентябрьские торги цветными металлами.
Решающий удар был нанесен рынку после объявления новой программы американской ФРС, которая предусматривает замещение краткосрочных облигаций на ее балансе более долгосрочными ценными бумагами в объеме $400 млрд., чем и воспользовались владельцы лишних средств.
Что дальше? В IV квартале, по мнению экспертов MF Global, с оглядкой на растущие признаки замедления в большинстве экономик, цветные металлы не подорожают. Хотя алюминию и цинку и так дешеветь уже просто некуда, они опустились ниже себестоимости, а прогнозируемый дефицит меди и олова должен поддержать цены на эти позиции.
Алюминий
Не оправдались летние прогнозы аналитиков, обещавших подорожание алюминия. Груз внешних проблем свалил цены на металл до критических значений. Биржевая стоимость алюминия проседала ниже $2200 за т, что соответствует предельным издержкам производства для китайских комбинатов. При дальнейшем снижении цен производители продолжат ограничивать выпуск металла, что в конечном итоге окажет поддержку алюминию. Напомним, что в летние месяцы в КНР уже фиксировалось сокращение производства, но не из-за низких цен — отдельные предприятия не могли работать на полную мощность из-за ограничений энергоподачи и недостаточных поставок глинозема.
Даже при уменьшении производства нехватки металла не будет. По информации IAI, в августе общий объем мировых запасов вырос на 15 тыс. т по сравнению с июлем до 2,662 млн.т. Производство продолжает превышать потребление: рыночный избыток по итогам января-июля составил 373,1 тыс. т против 562,8 тыс. т годом раньше (WBMS). Козырем для алюминия остается рост спроса. И видимый, и ожидаемый. В ОК «Русал» уверены, что развивающиеся страны во главе с Китаем и Индией будут постоянно наращивать потребление металла, так как по этому показателю они сильно отстают от средних мировых значений.
Медь
Медь всегда традиционно наиболее чувствительна к темпам экономического роста и ее стоимость мало зависит от расходов на производство и рыночного баланса. Спекулянты, желающие получить максимальные прибыли, обычно скупали именно медь. В сентябре медь подешевела на 23%! Эксперты сравнивают ситуацию в секторе с 2008 кризисным годом. Цены на металл практически не реагировали на продолжающиеся и ожидаемые забастовки, на перебои с подачей электричества на предприятиях Codelco и снижение чилийского производства меди в августе на 8,7%, на рост китайского импорта и на закупки меди в госрезерв Южной Кореи.
WBMS опровергло заявления экспертов, пугающих рынок усиливающимся дефицитом металла. По данным бюро, в первые 7 месяцев 2011 г. производство меди превысило ее потребление на 260 тыс. т, тогда как по итогам 2010 г. избыток составлял всего 76 тыс. т. Все вышеупомянутые факторы вынудили Capital Economics снизить свои ценовые прогнозы на медь в 2012 г. с $7500 до $6000 за т.
Никель
Ожидания производителей нержавеющей стали на восстановление спроса в сентябре — октябре не оправдываются. Заказы на поставку не растут, на фоне слабого спроса нержавейка дешевеет. Многие производители намерены ограничить выпуск стали и приступить к техническим ремонтам, что не даст ценам на сталь продолжить падение. Это не самые хорошие новости для рынка никеля. По мнению экспертов BNP, в 2011 г. спрос на никель не вырастет больше чем на 5,5-6%, увеличение потребления металла происходит в основном за счет КНР. Страна по итогам года имеет шанс остаться нетто-импортером никеля, так как внутренний спрос превышает предложение — 600 тыс. т против 440 тыс. т.
Неожиданная поддержка никелю пришла с конкурирующего рынка — рынка никелевого чугуна, широко используемого китайскими сталепроизводителями. Дефицит никелевого чугуна и резко выросшие на него цены вынудили потребителей переключиться на подешевевший к тому времени никель.
А вот дефицита никеля в ближайшее время ждать не стоит. В WBMS в январе-июле насчитали 4 900 т «лишнего» никеля, хотя по итогам 2010 г. назад этот показатель составлял всего 2 000 т. Мировые запасы металла также высоки.
Олово
Кошмар индонезийских поставщиков олова в сентябре стал явью. С рекордных апрельских значений цены снизились почти на 40%. И такой обвал произошел на фоне благоприятных фундаментальных факторов! К концу июля на мировой рынок вновь вернулся дефицит олова — 3 300 т против избытка в 2 200 т месяцем раньше (WBMS), к концу года отраслевой институт ITRI ждет увеличения дефицита до 11 тыс. т.
Спрос на металл в 2011 г. вырастет на 2%, благодаря повышению использования олова во всем электронном оборудовании, а вот увеличения предложения ждать не стоит. Новые проекты, конечно, есть, но они в своем большинстве некрупные и не начнут коммерческих поставок минимум до 2013 г.
К концу месяца цены на металл воспрянули на после публикации статистики по экспорту олова из Индонезии: в августе экспорт снизился на 8% по сравнению с июлем 2011 г., хотя в предыдущие месяцы отмечался рост. На рынке Индонезии заговорили о введении квот на экспорт сырья с 2014 г., а местная ассоциация оловянной промышленности согласовала введение запрета на экспорт металла до выхода биржевых цен на уровень в $25 000 за т.
Свинец
Цены на тяжелый металл не получили в сентябре никаких стимулов для роста. Ждали осеннего роста спроса на аккумуляторы — пока не сложилось. Ждали сокращения экспорта свинца из Китая из-за мер правительства по повышению эффективности отрасли — результаты не заметны. Более того, в КНР в августе запустили новые мощности и месячное производство сразу выросло на 1,5% по сравнению с таким же месяцем 2010 г. До конца года еще возможно введение в эксплуатацию новых свинцовых активов.
Слабый спрос должен ограничивать производителей, но такого не происходит. По данным WBMS, избыток свинца по итогам 7 месяцев составил 12,1 тыс. т. А в середине сентября объем запасов металла на складах ЛБМ достиг исторического максимума с 31 января 1995 г., отмечен рост запасов и на азиатских складах.
Цинк
По мнению экспертов BNP Paribas, слабые позиции цинка сохранятся в течение нескольких последующих месяцев, рыночный избыток будет оказывать давление на цены и в 2012 г. Даже если экономические условия улучшатся, цинк сможет расти только «за компанию» с другими металлами. Прогнозы роста спроса на цинк в 2011 г. эксперты снизили до 1-2%. Избыток, по мнению BNP Paribas, достигнет 500 тыс. т (без учета неофициальных запасов — до 1,5 млн. т). На уменьшение потребления цинка в Китае оказывают влияние правительственные ограничения работы компаний, выпускающих элементы питания с использованием цинка. В январе-июле производство цинка превысило его мировое потребление на 385 тыс. т против избытка в размере 395 тыс. т по итогам полного 2010 г. (WBMS). Ранее было опубликовано исследование Macquarie, где утверждалось, что рынок цинка перспективен, что большая часть озвученных запасов не доступны для рядового потребителя и используются как спекулятивный инструмент. Аналитики заверяли, что цинк не будет дешеветь еще и потому, что его цена опустилась ниже среднего уровня себестоимости производства тонны металла в КНР — $2 000-2 200. Но реальность продолжает разочаровывать.
Редакция благодарит МеталлИндекс
за предоставленные материалы