Титановые усилия для спасения отрасли — MetalTrade

Рекламно-информационное издание

Назад к новостям

Титановые усилия для спасения отрасли

Новости металлургии

Состояние мировой экономики во многом сказывается и на развитии титановой отрасли. Особенно это заметно на примере Украины. Если говорить о производстве металлического титана, то центр его традиционно находился в Запорожье. Именно здесь был построен титано-магниевый комбинат и создан Институт титана, где сосредоточились основные отраслевые научно-исследовательские силы первого социалистического государства. Сегодня в том, что оба эти лидеры бывшего цветмета остались в живых, во многом заслуга самих металлургов, ученых и общественности. Комбинат неоднократно менял хозяев, но все-таки вернулся под опеку государства.

Кризис в украинской титановой отрасли вполне объясним: с распадом СССР снизилась потребность ВПК в производстве первичного титана. Авиационные и космические ведомства также снизили заказы на этот металл. Для выпуска же продукции гражданского назначения его много не требовалось. Но все понимали перспективность этого направления в металлургии.

Как известно, титан обладает хорошим сочетанием механических и технологических свойств. Например, по утверждению специалистов, соотношение прочности к удельному весу у титана на 74% выше, чем у алюминия, и на 102% выше, чем у хромомолибденового сплава. Высокая коррозионная стойкость и прочность в сочетании с низкой плотностью и теплопроводностью обуславливает его широкое применение в различных отраслях промышленности. И, прежде всего, в авиации и космонавтике. Переход на титановые сплавы позволил создать уникальные самолеты типа МИГ-25 или МИГ-31, которые до сих пор позволяют развивать огромные скорости при выполнении полетных заданий и не имеют аналогов среди аналогичного класса самолетов в других странах. Нельзя не упомянуть о подводных лодках и космических аппаратах, где каждый сэкономленный грамм выведенного на орбиту веса обходится в приличные суммы на земле. Не говоря уже об атомной энергетике и химии, где многие процессы протекают в агрессивной среде.

Правда, нелегированный титан обладает рядом недостатков, ограничивающих его применение в чистом виде. Однако сплавы на основе титана имеют массу положительных свойств. По крайней мере, в мире уже никто не сомневается в востребованности титановой продукции — вопрос лишь в цене. Это, безусловно, самое «узкое» место для титановой экспансии на мировые рынки. Поэтому ученые продолжают искать способы удешевления производства и, соответственно, повышения привлекательности титана.

Анализ удельной себестоимости показывает, что основные затраты (до 52%) приходится не на подготовительные технологические процессы, а на заключительный передел ‒ получение проката. В Запорожье давно уже планировалось производство проката, а не одной лишь титановой губки и слитков, но, как всегда, вопрос тормозился из-за недостатка финансирования.

В последнее время негативное влияние на отрасль оказывал экономический кризис. Сузилось производство титаносодержащей продукции не только в странах СНГ, но и в мире. Подчеркнем, что именно производство, а не потребность. Именно перспективность этого направления дает надежду научным кадрам и производственникам на его дальнейшее развитие.

Но вернемся к украинским титановыми проблемам, которые тесно связаны с мировыми. Еще в январе правительство исключило из состава ГАК «Титан Украины» единственного в стране производителя титановой губки ‒ госпредприятие «Запорожский титаномагниевый комбинат», которое также было передано на баланс Фонда госимущества для привлечения инвестора. На базе ЗТМК будет создано общество с ограниченной ответственностью, в которое Фонд внесет целостный имущественный комплекс предприятия и получит 51% акций компании, а инвестор ‒ денежные средства и 49%.

В общем-то, простая приватизация. Правда, некогда важного стратегического объекта, который ныне остро нуждается в инвестициях и некоторых преференциях от государства ‒ прежде всего, в виде снижения энерготарифов. Кто станет инвестором, также не вызывает больших споров. Титановая отрасль находится в сфере влияния известного олигарха Дмитрия Фирташа, который планирует вложить в ее развитие $2,4-2, 7 млрд.

По его словам, Украина имеет большие перспективы именно на рынке титановой продукции. Крупнейшие мировые авиакосмические корпорации Boeing и Airbus продолжают расширять производство и создают спрос на титан. «Я уверен, что титан ‒ это будущее. Причем, в ближайшем будущем возникнет дефицит титановой продукции. Сейчас четыре участника воюют за этот рынок: Китай, Россия, Казахстан, США. А нас там почему-то нет! Украина может занять на этом рынке второе место», ‒ таково мнение олигарха. Тем более что и сырье для производства добывается на двух украинских ГОКах. А его там находится около 30% от разведанных мировых запасов. Наша компания предлагает водителям лучшие условия работы, круглосуточную техническую поддержку, стабильную ежедневную выплату зарплаты и бонусов. Более 30.000 водителей работают с нами, оценили все выгоды от сотрудничества. Для того чтобы стать водителем Яндекс такси, достаточно зайти на сайт taxi.kg Нет необходимости приезжать в офис. Вам необходимо скачать программу, внести данные водительского удостоверения и подождать приблизительно 3 часа. Мы внесем ваши данные в систему Яндекса. Вам придёт SMS–подтверждение о регистрации. Осталось скачать приложение Яндекс. Таксометр и начать работу.

Перспективы развития отрасли внушают оптимизм и ведущим специалистам-титанщикам Украины и России. Ибо традиционно их общение не прерывалось из-за развала Союза. Да и сотрудничество никто не отменял. Ведь украинские производители титана лишились важного конечного передела. И эту нишу заполнил ООО «ВСМПО Титан Украина» или проще ‒ трубный завод «ВСМПО-Ависма», созданный на базе одного из цехов Никопольского южнотрубного завода и фактически принадлежащий российской корпорации «ВСМПО Ависма». Здесь из российского сырья производятся бесшовные трубы из титановых сплавов, используемые в авиастроении и строительстве подводных лодок. Таким образом, уже есть конкретное производство из готового проката, который можно получать и в Украине. И потенциал Южнотрубного вполне можно подготовить и использовать для совместных инвестиций.

Все-таки человеческие связи, интересы и проблемы оказались крепче политических отношений. Что в очередной раз подтвердила прошедшая недавно в Запорожье 3-я научно-техническая конференция «Титан-2012: производство и применение», где присутствовали специалисты двух стран из различных вузов, НИИ, исследующих данную тематику, и действующих производств. Казалось бы, рынок требует конкуренции. И это правильно, так как научные силы к ней готовы и ждут только надежного инвестора. А в таких случаях конкуренция предполагает не противостояние, а обмен мнениями и идеями. Часто в рамках совместной их реализации. Не все, что было ранее, надо отбрасывать. Наступает время собирать камни. В том числе и «титановые».

Редакция благодарит www.Rusmet.ru и Валерия Фортунина

за предоставленные материалы

 

 

партнеры

фото партнёра
фото партнёра
фото партнёра
фото партнёра
фото партнёра
фото партнёра
фото партнёра
фото партнёра
фото партнёра
фото партнёра
фото партнёра
фото партнёра
фото партнёра
фото партнёра