После прошлогоднего увеличения продаж легковых автомобилей в России на 40% эксперты в один голос прогнозируют существенное замедление темпов роста в нынешнем году. А агентство PricewaterhouseCoopers (PwC) и вовсе ожидает падения продаж на 8%. Роль аутсайдеров отведена автомобилям российских брендов, чьи продажи рискуют упасть на 27%. В 2011 году продажи легковых автомобилей выросли на 40% (до 2,5 млн штук) в количественном выражении и на 70% в денежном (58,9 млрд долл.), подсчитали в PwC. «Позитивная динамика связана с такими факторами, как программы утилизации и субсидирования кредитов, доступное кредитование, рост экономики и снижение безработицы», — говорится в отчете PwC. По темпам роста продаж Россия оставила далеко позади рынки крупнейших стран (см. таблицу на с. 6). К числу позитивных моментов можно отнести и то, что рост рынка сопровождается увеличением производства легковых автомобилей в России. В прошлом году этот показатель достиг 1,7 млн штук, что является абсолютным историческим максимумом и на 45% превышает результат 2010 года. В четвертом квартале 2011 года автопром России разогнался до отметки в 480 тыс. машин, что на 20% выше, чем в третьем квартале 2008 года, который считался самым успешным докризисным периодом. Однако в этом году, по мнению PwC, рост рынка маловероятен. «В дальнейшем мы ожидаем замедление темпов роста и полагаем, что в этом году объемы продаж новых легковых автомобилей (без учета легких коммерческих автомобилей) не превысят 2,6 млн штук (рост на 4%, оптимистический сценарий. — РБК daily). А при доминировании негативных факторов объемы продаж могут снизиться и до 2,3 млн штук (падение на 8%, базовый сценарий. — РБК daily)», — сообщил руководитель практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PwC Стэнли Рут. При этом лучше всего будут обстоять дела с продажами иномарок российской сборки: согласно базовому сценарию, они останутся на уровне 2011 года (1,05 млн штук), а по оптимистическому, вырастут до 1,15 млн машин. Продажи импортируемых автомобилей прогнозируются в диапазоне 800-900 тыс. штук (840 тыс. в 2011 году). А вот для автомобилей российских брендов PwC рисует безрадостную перспективу: их продажи упадут на 27%, до 450 тыс. штук., согласно базовому сценарию, или на 11%, до 550 тыс., по оптимистичному прогнозу. «В последние месяцы объем продаж автомобилей российских брендов начал снижаться из-за завершения программы утилизации», — напоминает г-н Рут. «Продажи автомобилей российских брендов вряд ли упадут на 27%, это слишком пессимистичный прогноз. Снижение на 11% — этот прогноз ближе к правде, но нам кажется, что все-таки он будет меньше», — рассуждает замгендиректора аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов. По прогнозам агентства, показатели российского авторынка останутся на уровне 2011 года либо вырастут не более чем на 5%. Надо отметить, что прогнозы PwC в части российского автомобильного рынка сбываются далеко не всегда. Так, эксперты компании ожидали в 2011 году его рост на 20-35%, до 2,1-2,4 млн легковых автомобилей. Действительность же превзошла самые смелые ожидания агентства.
Редакция благодарит МеталлИндекс
за предоставленные материалы
|
|