Перспективы развития инноваций на рынке алюминиевой упаковки для напитков
Руководитель сектора Товаров народного потребления Алюминиевой Ассоциации Наталья Куденкова представила обзор перспектив развития инноваций на рынке пивной упаковки в ходе деловой программы Международного форума «ПИВО», который прошел 21-23 мая 2024 года в Сочи. Она отметила несколько трендов на российском рынке напитков, которые будут актуальны в ближайшее время. Среди них – успех российских производителей, расширение ассортимента, в том числе развитие производства сидров из натурального сырья, вывод новых продуктов с пониженным содержанием сахара, запрос на гигиеническую безопасность тары со стороны потребителей.
По словам эксперта рынок пива остается ключевым потребителем алюминиевой банки на рынке напитков. В России на долю алюминиевой упаковки в пивной отрасли приходится 2/3 или более 31% от общего объема производства. В 2019 году алюминиевая банка впервые обогнала стекло — теперь она занимает второе место после ПЭТ упаковки. В 2017 году с 41% до 38% сократились пропорции пива, упакованного в пластиковую тару, что связано с уже введенными ограничениями на ПЭТ-упаковку, при этом доля ПЭТ будет в дальнейшем снижаться.
Имеется большой потенциал увеличения производства алюминиевой банки в пределах ЕАЭС. В этом году был открыт новый завод компании «Арнест Упаковочные Решения» в Ульяновской области. Первая очередь завода заработала в марте, пуск второй очереди запланирован на лето 2024 – производственные мощности возрастут на 1,6 млрд банок ежегодно. В планах – увеличение производства в Казахстане на 1 млрд банок.
В 2023 г. в ЕАЭС было произведено 10,4 млрд алюминиевых банок — к 2026 году этот показатель увеличится на 3,1 млрд
Алюминиевая отрасль предлагает инновационные решения упаковки, например, комбинированные материалы, фольга с кашированной бумагой и фольга гладкая, платинка для напитков в алюминиевой банке. Крышка-платинка на основе алюминиевой фольги решает задачу нанесения маркировки на алюминиевую банку, обеспечивает герметичность и гигиеничность упаковки, а также служит инструментом маркетинга.
Среди вызовов для отечественного рынка алюминиевой упаковки Наталья Куденкова перечислила введение маркировки пива и безалкогольных напитков в 2024 году, изменение акциза на слабоалкогольные коктейли крепостью менее 9%, введение расширенной ответственности производителя (РОП), при которой производитель упаковки обязуется оплатить экологический сбор. Для алюминиевой банки в 2024 году он менее 1 коп. – самый низкий из всех видов тары.